Найти тему
МЧС России

Нужно ли учить школьников основам информационной безопасности?

Согласно исследованиям «Лаборатории Касперского», 58% детей в возрасте от 8 до 16 лет скрывают свои действия в Сети от родителей. При этом 73% участников опроса согласились, что хотели бы знать больше о киберугрозах, поскольку не чувствуют себя защищенными.

Следовательно, нужно давать базовые знания именно педагогам, а уж они научат цифровой безопасности детей. И конечно же, необходим курс для самих школьников для самостоятельного изучения. То есть своего рода ликбез - краткое, но профессиональное, предельно информативное и приближенное к практике обучение для учителей и школьников.

Для этого был создан Всероссийский образовательный проект по цифровой гигиене и информационной безопасности, разработанный экспертами компании «Киберпротект» при участии образовательной онлайн-платформы CoreApp и поддержке Агентства стратегических инициатив.

Проект включает в себя два бесплатных образовательных курса, дающих методическую базу учителям и представление школьникам о современных киберугрозах и основных способах противодействия им, принципах безопасного общения и поведения в Сети, хранения данных.

Курс повышения квалификации для учителей разработан в формате массового открытого онлайн-курса, состоящего из тринадцати уроков и одного контрольного блока, общей продолжительностью шестнадцать академических часов.

-2

Детский курс состоит из трех уроков, разработанных с учетом требований ФГОС общего образования. Он предназначен для учеников 7–9-х классов.

Уроки могут быть интегрированы как в учебные предметы «информатика» или «основы безопасности жизнедеятельности», так и во внеурочную деятельность.

К проекту присоединились уже около половины регионов России, а на сайте cyber-care.ru зарегистрировалось порядка 2000 учителей по всей стране.

Все они хотят повысить квалификацию в области информационной безопасности и реализации детского курса «Уроки кибербезопасности» в своих образовательных организациях. Что вполне естественно, ведь в последние годы в интернете резко увеличилось количество агрессивных пользователей, мошенников и киберпреступлений.

На уроках по информационной безопасности подробно говорится о серьезных последствиях пренебрежения вопросами безопасности, и школьник начинает понимать, насколько это важно. А понять, осознать – это главное, так как человек сам начинает жестко контролировать свои действия в интернете. И «просто так», например, уже не станет выкладывать свои личные данные на всеобщее обозрение, понимая, какой опасности себя этим подвергает.

Рекомендации эксперта

Основы цифровой безопасности должен знать каждый пользователь сети. Вот несколько основных практических советов педагогам, детям и родителям от Яны Коваленко, директора проектов Центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив.

-3

1. Надежные пароли. Используйте надежные и уникальные пароли (10–12 символов длиной, с заглавными, прописными буквами, цифрами и спецсимволами). Организуйте их безопасное хранение при помощи менеджера паролей. По возможности используйте двухфакторную или многофакторную аутентификацию.

2. Безопасные сайты. Посещайте безопасные сайты с расширением https или значком замка. Буква s и закрытый замок означают, что соединение защищено: когда вы вводите на сайте данные, они автоматически шифруются, соответственно, их не могут перехватить злоумышленники. Всегда проверяйте правильность написания адреса сайта: в нем не должно быть ошибок и лишних слов. Иногда злоумышленники подделывают доменные имена, добавляя лишние слова к названию реально существующего сайта. Избегайте посещения сайтов с большим количеством всплывающих окон, орфографических ошибок или отличающихся по дизайну от оригинальных.

3. Публичный Wi-Fi – опасно! Не используйте публичный Wi-Fi для доступа к важным сервисам, особенно с целью осуществления финансовых операций. Всегда проверяйте правильность написания названия сети.

-4

4. Антивирусные программы. Используйте их обязательно, регулярно обновляйте приложения и ОС.

5. Резервное копирование. Создавайте резервные копии важных файлов как в облаке, так и на внешнем жестком диске. Руководствуйтесь правилом 3–2–1: создавайте не менее трех копий, храните их в двух разных форматах, всегда храните минимум одну копию на физически удаленном носителе (например, в облаке).

6. Онлайн-покупки. Заведите отдельную карту для онлайн-покупок. Не храните на ней деньги. Пополняйте ее ровно на ту сумму, которая необходима для совершения покупки.

7. Цифровой след. Сокращайте ваш цифровой след. Предоставляйте приложениям доступ только к тем данным, которые нужны для их работы. Удаляйте аккаунты, которыми не пользуетесь. Откажитесь от персонализированной рекламы.

-5

8. Молчание – золото! А болтун – находка для мошенника. Не публикуйте свои персональные данные в интернете: адрес, паспортные данные, телефон и т.д. Никогда не сообщайте незнакомцам данные своей банковской карты, CVC-коды и коды подтверждения из СМС. Будьте бдительны: мошенники часто используют страх, эйфорию от легкого выигрыша и сострадание как эмоциональные крючки, чтобы получить доступ к личной информации или ресурсам.

9. Нулевая толерантность. Не терпите кибербуллинг! Если вас травят и оскорбляют в социальных сетях и мессенджерах, разглашают ваши личные секреты или персональные данные, присылают угрозы или преследуют вас навязчивым вниманием, то сразу заблокируйте обидчика.

10. Знания – сила! Помните, что главная угроза – отсутствие знаний. Узнайте больше о цифровой безопасности на сайте cyber-care.ru.

Вадим Мелешко

Материал из Журнала "Основы безопасности жизнедеятельности"