Есть несколько мест, которые стоит посетить по пути во Владимир, а именно: Введенская Островная пустынь, усадьба Андреевское с величественным храмом Воскресения Христова в селе Рощино, усадьба Жерехово, музей Жуковского в селе Орехово, кроме того в разгар золотой осени прекрасно выглядит древнее городище Осовец в одноимённой деревне. Сегодня я хочу рассказать про Введенскую пустынь, расположенную на острове посреди лесного озера. Найти её легко: просто поверните влево, немного не доезжая до города Покров; преодолейте несколько километров и окажетесь на берегу Введенского озера.
Проезд к монастырю не внушает доверия. Справа разваливается заброшенная котельная, слева протянулся мрачный забор подростковой исправительной колонии, с территории которой доносится визг газонокосилок. Колония закрылась три года назад. Содержались в ней девушки возрастом от четырнадцати до восемнадцати лет. В двухтысячные некоторые воспитанницы уходили в монастырь. В большинстве своём они не выдерживали строгости жизни в монашеской общине и возвращались назад.
Дорога оканчивается парковкой, в выходной день заставленной машинами многочисленных посетителей. Введенский монастырь не особенно древний, его храмы не самые выдающиеся, да и остров на котором он стоит вообщем-то совсем небольшой. При этом обитель весьма популярна среди паломников и простых туристов. Всё дело в необычном расположении. Само описание «монастырь на острове посреди лесного озера» звучит максимально романтично.
Прежде к монастырю можно было пройти по деревянному пешеходному мосту, но он, видимо, сильно прогнил за многие годы эксплуатации. Теперь все идут по бетонному мосту для автомобилей.
Итак, попробую коротко рассказать об истории монастыря. С давних пор на Вятском озере существовал маленький остров. Да, на Вятском озере, именно таким было его историческое название. В один прекрасный день к острову причалила лодка, в которой сидели иноки Сергий и Тимофей. Прежде они подвизались в Покровской Антониевой пустыни, но были вынуждены уйти по причине её упразднения. Они искали уединённое место для жизни и остров посреди лесного озера пришёлся им по вкусу. Сергий и Тимофей построили на нём деревянную часовню и крошечную келью. Скоро молва об островных «старцах» стала распространяться по округе и к ним стали приходить неприкаянные души, ищущие спасения в служении Богу. Сергий и Тимофей принимали их в свою общину. Население острова постепенно росло и было решено просить благословения на возведение полноценного храма. В декабре 1708-го года обитатели острова получили грамоту от митрополита Стефана Яворского с благословением на строительство церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы. Именно это событие можно считать рождением монастыря и именно с того времени озеро называется «Введенским». Владельцами окрестных земель были князья Голицыны. Они безвозмездно передали остров и озеро в собственность монастыря. Кроме того, монахи получили право заниматься рыбным промыслом в ближайших озёрах после уплаты налога.
Спустя год храм был построен и освящён. Прежнюю часовню разобрали и перенесли на Владимирский тракт, где использовали для сбора пожертвований. Одинокая часовенка быстро стала предметом вожделения для разнообразных разбойников и неоднократно подвергалась разграблению. В XVIII веке её разобрали, но чуть позже воссоздали в том же месте в каменном виде. До революции ежегодно в Ильин день монахи совершали крестный ход от берега озера до часовни и обратно. В наше время нет уже той часовни, да и традиция крестного хода осталась в прошлом.
Новый монастырь в народе стали называть Введенской островной пустынью. Монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем обители, на тот момент весьма бедной. Немногочисленные монахи в количестве не более двадцати человек едва сводили концы с концами. В 1722-м году настоятель Сергий умер и Введенская пустынь была приписана к Иоанно-Богословскому монастырю. Из Москвы приехал новый настоятель по имени Нектарий. Немного подумав и решив, что спасать тут нечего, он по быстрому продал храм вместе с утварью за семнадцать рублей в расположенное неподалёку село Покровское. Церковный колокол, оценённый в одиннадцать рублей, выкупил священник из села Воскресенское. Нектарий решил не задерживаться в глуши и вместе с пятью монахами уехал восвояси. Для оставшихся четырнадцати монахов житьё в пустыни оставалось тяжким и полным лишений. Они молились, верили в лучшее и дела у обители постепенно наладились. В 1729-м году Святейший синод вернул монастырю самостоятельность. Новый игумен Лаврентий нашёл состоятельных жертвователей, оплативших строительство каменной Введенской церкви. Рядом появился небольшой зимний храм Николая Чудотворца. Оба храма стояли до второй половины XIX века и были впоследствии заменены на более просторные. Была ещё шатровая колокольня с часами и колоколом, весившим тридцать пудов, но при большевиках её снесли. Над воротами стояла деревянная церковь Ильи Пророка, которая тоже не сохранилась. На краю острова появились новые кельи, по его периметру выросла деревянная ограда.
После смерти Лаврентия настоятелем стал Алимпий, затем - старец Клеопа. Клеопа ввёл в Введенском монастыре строгий устав по Афонскому образцу. Несколько раз он отлучался из монастыря и в поисках уединения уходил в неизвестном направлении, но всякий раз возвращался назад и восстанавливался в чине настоятеля. Братия его сильно уважала за верность принципам православной веры. При Клеопе богомольцы могли совершенно бесплатно жить и столоваться на территории монастыря в течение трёх дней. Этот обычай сохранялся и при последующих настоятелях.
Девятнадцатый век был временем процветания монастыря. Иеромонах Иосиф, ставший настоятелем в 1876-м году, решил перестроить и расширить тёплый храм Николая Чудотворца. Деньги на реконструкцию жертвовали богатые купцы и промышленники. Часть средств была выделена небезызвестными Морозовыми. Кроме них деньги давали московский купец Тряпкин с супругой, предводитель покровского дворянства Акинфеев, почётный гражданин Стахеев, купец Каргополов и другие преуспевающие люди. В уже построенный храм благотворители купили утварь стоимостью в тысячи рублей.
В советское время церковь закрылась и была сильно изуродована. Иконы исчезли, иконостас порубили на дрова, росписи замазали штукатуркой, купол с крестом сбросили, окна заложили кирпичом. Бывший храм на долгие годы стал клубом при исправительной колонии и почти ничто не напоминало о его прежнем, религиозном назначении. В девяностые годы поруганный храм был отреставрирован, но как видно, не особо качественно.
К концу XIX века прежний Введенский храм сильно обветшал, более того, в нём образовались трещины, грозившие обрушением сводов на головы прихожан. Епархиальное начальство разрешило разобрать старый храм и возвести на его месте новый собор. Строительство огромного здания в стиле эклетики продолжалось чуть больше года и завершилось в 1892-м году.
В новом соборе было сразу пять приделов: три в нижней части здания - во имя Иоанна Крестителя, преподобного Никиты Исповедника и разумеется во имя Введения во храм Божией Матери, и два наверху, в местах расположения хоров - во имя мучеников Авксентия, Евгения, Евстратия, Мардария и Ореста, а также честь святого императора Константина и его матери Елены. Полы собора были выложены метлахской плиткой, закупленной на пожертвования владельца Ликинской мануфактуры Алексея Васильевича Смирнова. Он же профинансировал устройство водяного отопления в храме. Важной святыней, хранившейся в соборе, была местночтимая икона Введения во Храм Пресвятой Богородицы, заступничеством которой, согласно преданию, жители Покрова избавились от холеры в 1863-м году. Настенные росписи выполнили монахи Оптиной пустыни под руководством иеромонаха Даниила Болотова. Часть этих росписей уцелела до наших дней, но мне запретили их фотографировать. Можете найти их фотографии в интернете. Девятого августа 1892-го года владыка архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий провёл чин освящения нового собора.
Массивный храм по сей день хранит на своих стенах раны, нанесённые в годы безбожия. После прихода к власти большевиков монастырь закрыли. В начале двадцатых годов Введенский собор ещё действовал как приходской храм, но в итоге закрылся и он. Вся утварь и святыни были разграблены. В бывшем монастыре сменяя друг друга размещались дом инвалидов и престарелых, детский дом, трудовая колония. С тридцатых годов там обосновалась женская исправительная колония для подростков. Какие порядки в ней царили точно не знаю, но я слышал, что некоторым девушкам пребывание там пошло на пользу и помогло исправить свою судьбу. Для них существовали варианты дальнейшего трудоустройства и учёбы. Так что, какой-то прок от этого учреждения был.
Как я уже сказал, в Николаевском храме размещался клуб для заключённых девушек. Ну а Введенский собор поначалу стал школой. Для этого была организована перестройка, в ходе которой рабочие сбросили купола и кресты, а также срубили подкупольные барабаны. В результате здание приняло более светский облик. Позже на первом этаже бывшего собора располагались склад мебели, спортзал и мастерские. Второй этаж занял музей.
В 1991-м году исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение вернуть остров верующим. В октябре 1993-го года по благословению патриарха Алексия II прежде мужская пустынь стала женским подворьем Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Вероятно данное решение было обусловлено тем, что с целью оказания духовной помощи малолетним преступницам логично было разместить рядом с женской исправительной колонией женский же монастырь.
Возрождённый монастырь получил самостоятельность в 1995-м году. Передача зданий в пользование верующих проходила поэтапно. Как и следовало ожидать, в годы советской власти их толком не ремонтировали. На восстановление понадобились десятки лет и до сих пор работа не завершена в полной мере. Я уже упоминал, что барабаны с куполами были разрушены. Как видите, центральный барабан восстановлен в кирпиче, ну а все остальные - в виде имитаций из металлических листов.
В общих чертах восстановлена внутренняя планировка. Стены в основном белоснежно белые, но кое-где уцелели фрагменты дореволюционных росписей.
Рядом с Введенским собором расположился деревянный помост для прогулок. На нём любят фотографироваться девушки.
Здесь можно долго стоять, медитативно залипая на рябь, то и дело возникающую на глади мутных вод.
Рядом стоит часовня-купальня.
Слева - новая колокольня, построенная взамен разрушенной большевиками. Справа - келейный корпус, возведённый в XIX веке. В советское время келейный корпус был общежитием для заключённых.
Звонница сооружена в 2001-м году. Ох уж этот постсоветский небрежный стиль. Её следовало бы отштукатурить, чтобы стыки между кирпичами выглядели не так грубо. Хотя... Возможно, пусть всё останется как есть. Как памятник эпохе. Колокола для звонницы отливались в одной из мастерских города Тутаева, а также на заводе имени Хруничева. Странная примета эпохи - на предприятии космической отрасли изготавливаются церковные колокола. Королёв и Гагарин, наверное, сильно удивились бы. Нет, пусть уж лучше каждое производство занимается своим делом.
В островную пустынь я приезжаю, как к старому другу. Вроде бы всё уже знакомо, ведь я был здесь много раз. А всё равно после каждого посещения какая-то светлая лёгкость царит в душе. Помню, как ходил я всякий раз по этому мосту. Путь пролегал возле колонии и через дыры в заборе было видно, что делают юные узницы на её территории.
Иной вид на Никольский храм. После советского запустения он был отреставрирован первым. Денег требовалось немало и монахини придумывали разные способы заработка. При монастыре была, а может и сейчас есть, золотошвейная мастерская. Здесь также реставрировались иконы и изготавливалась церковная утварь. Не забывали монахини и о помощи малоимущим. Возле парковки можно увидеть кирпичное здание приюта «Ковчег», предназначенного для проживания безнадзорных девочек и девочек, чьи мамы оказались в тяжёлой жизненной ситуации.
Игуменский корпус в советские годы тоже был общежитием для заключённых.
С моста можно разглядеть заросшую территорию исправительной колонии. Ещё можно зайти в трапезную, расположенную у входа на территорию монастыря. Там продают неплохую выпечку и напитки по приемлемым ценам. Только пирожки с вишней не покупайте. Начинка в них странная и жутко приторная.