Автор: Миллер Александра
В Московском авиационном институте (МАИ) был разработан дирижабль на солнечных батареях. Аппарат получил название «Экодисолар». И эта новость как нельзя кстати на фоне глобального потепления, борьба с которым всё больше отходит на второй план из-за текущей геополитики.
Инженерное решение
Корпус аппарата выполнен в виде двух полусфер, замкнутых на обруч, который выполнен гелием и невоспламеняемым водородом. Сам дирижабль сделан из газонепроницаемых, тонких и прочных эластичных материалов. Он использует подъёмную «всплывную» силу, экономящую энергию во время перемещений по вертикали. Применяться «Экодисолар» может для поисковых работ, в частности, в труднодоступных регионах России и в Арктике. Предполагается, что также аппарат может доставлять грузы и медикаменты. Развивает скорость до 130 км/ч за счет системы стабилизации.
Стоит сказать, что схожие виды транспорта разрабатываются и в других странах. Так, например, британская компания Varialift Airships сделала проект дирижабля, который, по словам создателей, сможет совершить трансатлантический перелет из Великобритании в США, при этом потребив только 8% топлива обычного самолета.
Напомним, что от дирижаблей отказались из-за проблем целостности несущего газового баллона. Крушение «Гинденбурга» в 1937 году ознаменовало окончание эры коммерческого использования дирижаблей в качестве транспорта.
Дирижабль или самолет: что лучше?
Начнем с того, что ввиду отсутствия бортовой батареи, путешествие на дирижабле ограничено только дневным светом. К тому же, транспорт будет летать со скромной на фоне самолета скоростью – 250-350 км/ч. Но самое важное – это вложения, которые потребуются для того, чтобы дирижабли стали полноценными конкурентами привычным самолетам. Чтобы воздушные суда могли конкурировать с перевозками, грузовой отрасли придется инвестировать от 50 до 100 млрд долларов на протяжении следующих 10-20 лет в технологическое развитие, необходимое для создания безопасного и эффективного транспорта.
Тем не менее строительство, эксплуатация и техническое обслуживание дирижаблей считается рентабельным. Представители вышеупомянутой Varialift Airships утверждают, что разработка обойдется на 80-90% дешевле, чем покупка и содержание эквивалентного самолета. Помимо этого, дирижабли способы летать почти в любом месте, следовательно, им не требуются дорогие взлетно-посадочные полосы. Хотя некоторые эксперты не согласны с такими расчетами и заявляют, что стоимость того же аппарата компании Varialift будет сопоставима с реактивным самолетом.
Конечно, еще одним преимуществом является экологичность, к примеру, в секторе судоходства. При струйных течениях со средней скоростью ветра 165 км/ч воздушное судно может совершить кругосветное путешествие примерно за две недели, в то время как кораблю понадобится 60 дней. Между тем, дирижабль израсходует в разы меньше топлива.
Следует сказать, что сегодня дирижабли куда безопаснее тех, что были в ХХ веке. И все благодаря новым материалам. И, конечно, хочется надеяться, что однажды эта идея возымеет успех и превратится в реальность, как это произошло с электрокарами.
#россия #технологии #техника #новости #интересное #жизнь #общество #авиация #мир #природа