Как оставаться спокойным и родителю, и ребенку
Ребенок, как любой детеныш млекопитающего, всегда подстраивается под настроение взрослых «самки» или «самца». Когда родитель истерично вовлечен в уроки, настроение передастся и ребенку. Когда родитель спокоен, ребенок будет тоже спокоен. Взрослый задает тон, а ребенок в этой ситуации — ведомый.
«Не могу и не хочу»: что делать, если ребенок ушел в отказ
Когда родитель указывает ребенку на его ошибки — это стресс. Есть две базовых биологических реакции на стресс: двигательная буря и ложная смерть. Когда ребенок говорит, что у него ничего не получится — это ложная смерть, а когда идет в отказ: «Не буду переписывать», «Не нужны мне эти уроки», — двигательная буря.
Простой пример:
Для младенцев громкий звук — это стресс. И если мы положим в ряд младенчиков, а потом громко похлопаем в ладоши, то увидим четкие различия в этом ряду. Часть младенчиков замашут ручками, ножками, заорут диким голосом, — это двигательная буря: «Я пугаю врага, может быть, он меня испугается и не съест». А вторая часть младенчиков замрет — это ложная смерть: «Притворюсь мертвеньким, может, не заметит».
Обе реакции — низкого уровня, инфантильны. Родителю нужно объяснить это на примере с младенчиками и предложить варианты решения, разобраться, перевести ситуацию на более высокий, конструктивный уровень. Задавайте себе и ребенку вопросы: «Что произошло? Как это можно исправить?»
«Почему меня волнует учеба ребенка, и стоит ли того моя реакция?» — ответ честного родителя.
Чтобы перестать нервничать из-за уроков, родителю нужно начать анализировать, искать причины происходящего. Почему родитель не доверяет домашку ребенку и думает, что ребенок не справится?
Случай из практики.
Екатерина Вадимовна: «Зачем вы контролируете ребенка?»
Родитель отвечает: «Если я не буду его контролировать, то все пойдет на самотек»
Екатерина Вадимовна: «Ребенок намного глупее вас в 12 лет?»
Родитель: «Да нет, вообще-то, он умнее. Я в 12 лет близко к такому не подходил»
Екатерина Вадимовна: «Вы в 12 лет самостоятельно делали уроки, сами отвечали, а ваши родители зарабатывали на кусок хлеба. И вы справлялись. При этом ваш ребенок, по вашим же словам, умнее и образованнее, чем были вы в 12 лет. Почему же вы так не доверяете ему?»
Родитель думает: «Да, и правда, а почему?»