Найти тему
Коммерсантъ

«Попытка уговорить Владимира Зеленского смягчиться»

18 августа во Львове пройдут переговоры президентов Турции, Украины и Генсека ООН. Владимир Зеленский, Реджеп Тайип Эрдоган и Антониу Гутерриш намерены обсудить ситуацию вокруг Запорожской АЭС, «зерновую сделку», а также возможность урегулирования украинского конфликта в целом. Администрация господина Эрдогана при этом не скрывает своей главной задачи — добиваться возобновления диалога Киева и Москвы. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не испытывает оптимизма относительно предстоящего события.

   Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Администрация Реджепа Тайипа Эрдогана выпустила официальный пресс-релиз о том, что турецкий лидер на трехсторонних переговорах намерен обсудить дипломатические шаги по урегулированию конфликта на Украине. Говоря простым человеческим языком, задача максимум — добиться возобновления больших переговоров Киева и Москвы, причем желательно, чтобы они проходили в Турции.

Сразу можно сказать, что надежд на это немного. Требование Украины для возобновления переговорного процесса — вывод российских войск на позиции до 24 февраля. Кремль со своей стороны взывает к здравому смыслу, не размениваясь на детали. Причем все эти посылы обращены в основном к Америке.

Но есть и частности, например, дополнение «зерновой сделки» и вывод из-под огня Запорожской АЭС. В первом случае это, наверное, более интенсивное судоходство через Черное море с расширением номенклатуры перевозимых украинских товаров в обмен на что-то. Видимо, на дальнейшее снятие западных санкций.

В ином случае нужно на первом этапе как-то организовать визит миссии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). А для этого желательно заключить что-то вроде перемирия. Также необходимо определить логистику, как именно уважаемым экспертам добираться до места — через украинскую или российскую территорию. Вопрос принципиальный, поскольку это, по сути, означает признание, чья электростанция.

Присутствие генсека ООН Антониу Гутерриша придает значимости переговорной площадке. Но вот что интересно: в Москву он после этого не собирается. То есть вся эта трехсторонняя встреча — попытка уговорить Владимира Зеленского в какой-то мере смягчиться и озвучить некий компромиссный вариант, чтобы продолжить диалог уже с Россией. Очень возможно, что Реджеп Тайип Эрдоган везет в портфеле некие предложения от российского президента Владимира Путина. Гадать нет смысла.

Важно другое — позиция Запада. Он, конечно, обеспокоен тем, что происходит, в частности, вокруг Запорожской АЭС, но какой-либо особой активности не проявляет. Свое видение ситуации партнеры уже озвучили: вернуть станцию под украинский контроль — на этом все.

Реджеп Тайип Эрдоган и Антониу Гутерриш — при всем безграничном к ним уважении — мало что решают. Снятие санкций с России, прочерчивание «красных линий» — не их компетенция. Равно как и политическая, финансовая и военная поддержка Украины. И успех ли господина Эрдогана «зерновая сделка»? Да, но лишь отчасти: Запад согласился вывести экспорт российского продовольствия из-под санкций, и это считается если не ключевым, то определяющим фактором успеха.

Так что единственное, на что можно понадеяться — создание переговорной группы по Запорожской АЭС с участием России и Украины в составе представителей отнюдь не первой величины. Это и будет считаться прорывом. Однако к серьезным уступкам никто принципиально не готов.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru

СВО
1,21 млн интересуются