Первым профсоюзным митингом на заводе "Энергомаш" стал для меня митинг зимой 1978 года в четвёртом цехе у стана УЗТМ. Помню хорошо, что в тот первый мой митинг на заводе шёл снег и нас попросили собраться в четвёртом цехе на том пролёте, где был трубогибочный стан УЗТМ. Его всегда использовали как трибуну для митингов и как тогда в снегопад и позже по приезду на завод в девяностые годы Рыжкова. Он кстати, когда взошёл на стан, тотчас отметил, что, помнит, когда работал на Уральском заводе тяжёлого машиностроения, они как раз и изготовили для нас этот трубогибочный стан, рад его вновь увидеть.
А в тот снежный день отметил я, что много народа со всего завода собралось в четвёртом цехе на первом пролёте. Двое мужчин держали большую растяжку транспарант с надписью: «Да здравствует нерушимый блок коммунистов и беспартийных!». Некоторые держали в руках портреты членов политбюро. Все, кроме работников цеха и соседних цехов были в пальто и в шапках. Мужчины в те годы все носили шапки-ушанки, а женщины меховые и вязаные шапочки. Боже! Сколько же лет прошло с тех пор? Страшно подумать – без малого пятьдесят лет. Многое позабылось, но некоторые моменты вспоминаются как будто вчера это с тобой произошло. Избирательная память.
Вот кто и о чём тогда выступали я не упомню. Помню, что слово дали тогда герою социалистического труда трубогибщику этого цеха, герою социалистического труда Маканину. Может оттого, что Маканина я знал в лицо, оттого его одного и запомнил. Вот и всё, что помню о том митинге. Хорошо ещё, что вырезал из заводской газеты фотографию митинга и сохранил. На той фотографии и меня можно увидеть в шапке и пальто и узнал также на фотографии молоденького Колю, фрезеровшика из инструментального цеха. Впоследствии он станет начальником этого цеха. Приятно вспомнить, посмотрев на нас молодых. Вот и всё о первом митинге.
Общегородской профсоюзный митинг
Кто организовал 27 марта 1997 года в городе сей грандиозный профсоюзный митинг, я не знаю. Областной ли совет профсоюзов или из Москвы пришло такое решение - не знаю. Но помню, что это были те самые девяностые годы, когда задерживали заработную плату, массово стали сокращать работников завода и под эгидой реструктуризации сносить под корень некоторые цеховые корпуса. Не волен я осуждать, ибо много не знаю, но, что помню, то помню.
Тогда нам с утра по внутреннему радио объявили, чтобы те работники, что не задействованы на беспрерывном производстве должны собраться на площадке у главной заводской проходной, и собравшись проследовать организованной колонной по улице Богдана Хмельницкого, потом свернуть на улицу Ленина (сейчас Свято-Троицкий бульвар) и пройти на площадь Революции (сейчас Соборная площадь) для проведения митинга.
Многие хотели высказать на митинге о наболевшем, что происходило тогда, хотя бы плакатами, которые в цехах рабочие сами и сделали заранее с разными надписями, их видно на фотографии, которую я выпросил себе для истории у наших заводских журналистов.
Особенно поразила одна надпись на транспаранте: «Профсоюзы – могильщики рабочего класса!» и это на митинге, организованном самими профсоюзами. Надо сказать, они особо нас и не защищали, когда работников завода массово сокращали с середины девяностых по 2002 год. Пытался один наш работник организовать независимый профсоюз на заводе, но народ робел вступать в независимый профсоюз, и так ничего у него не получилось с этим.
А шли тогда мы организованными рядами по Богданке, серьёзно насупив брови и сурово сжав рты. Слышал, когда мы проходили мимо двух стоящих на тротуаре девушек, что одна другой сказала: - Я тоже хочу с ними пойти! Видать, очень убедительно мы шли.
Не у одного крутилась мысль, что наша демонстрация сильно напомнила всем демонстрации из первой русской революции, и кто-то, видимо из заводского хора, громко запел «Варшавянку» и все подхватили: «Вихри враждебные веют над нами…». Некоторые шикали на поющих, что не вмешивайте политику, ведь это чисто профсоюзный митинг, но певшие хором «Варшавянку» затянули без малого и - «Интернационал»: «Вставай, проклятьем заклеймённый…», и когда проходили перекрёсток с улицей Коммунистическая (сейчас Преображенская) с остановившимися машинами, пропускавшие нас, кто-то сильно вдохновившийся, в своё время насмотревшийся фильмов «Юность Максима» и другие, - истошно крикнул: - Казаки!!!
Все тогда весело засмеялись и весёлыми с боевым духом дошли до поворота на улицу Ленина и увидели там поджидавшего нашу колонну нового директора из Питера (он долго у нас не пробыл и ничего плохого о нём я не скажу, - нормальный мужик). В окружении дюжих ребят из охраны, он и возглавил с ними нашу колонну.
Так, вместе, мы и пришли на площадь, где уже было много народа. У театра была сооружена трибуна. Кто там стоял на трибуне, я толком не разобрал, ибо далеко от трибуны мы стояли. Видел и крепких ребят в штатском, как же без них в такой большой толпе. Сам митинг я не запомнил, да и плохо слышно было. Постояв немного, мы с парнем из нашего отдела решили пойти домой. Транспорт из-за митинга не ходил, и мы с ним пешком от кинотеатра «Родина» дошли до Харьковской (Тавровой) горы и разошлись по своим домам.
Второй общегородской профсоюзный митинг проводился 9 апреля 1998 года, но я в нём участия не принимал. Видно, много работы было по сторонним заказам в цехах завода.
Бывший технолог Борис Евдокимов
12.08.2022