Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, чьи работы частенько демонстрируются в различных сюжетах и документальных фильмах, рассказывающих об истории Петербурга. Я имею в виду Карла Карловича Буллы – портретиста, «отца отечественного фоторепортажа», бронзовый монумент которого, к слову, украшает Малую Садовую улицу в Санкт-Петербурге.
Более полутора веков назад фотография, несмотря на техническое несовершенство и налет суеверий, очень быстро покоряла столицу. Только на одном Невском проспекте работало с десяток фотоателье, и их количество увеличивалось с каждым годом. Во второй половине 19 века на пике популярности была салонная фотография, где безраздельно властвовал именно Карл Карлович Булла.
Его салон, к слову, открытый в 1875 году, размещался в здании Пассажа, что на Невском проспекте. А все потому, что работы Карла Карловича отличались живостью, наличием естественных эмоций - в отличие от конкурентов. Там что не снимок, то фото на паспорт!
Чтобы снять напряжение во время съемки, Карл Карлович беседовал со своими клиентами, делился с ними новостями и рассказывал веселые истории. Можно сказать, он стал первым фотографом, использовавшим принцип «снимать, не дожидаясь пока все приготовятся».
К мастеру объектива и вспышки обращались представители бомонда, желавшие запечатлеть свою харизму на фотоснимке для будущих поколений мечтателей. Да и в принципе большинство снимков выдающихся людей Российской Империи конца 19 начала 20 века дело рук Карла Буллы.
Кстати, Лев Николаевич Толстой, который, судя по количеству существующих снимков, очень любил фотографироваться, когда хотел сделать что-то необычное, а именно провести фотосессию в неформальной обстановке, обращался именно к Булле.
Однажды великий классик настолько проникся работой выдающегося фотографа, что впал даже не в отрочество, а в самое настоящее детство, и попросил сделать совместную фотографию с Карлом Буллой.
Несмотря на фантастическую популярность своего ателье, гениальный фотограф всегда мечтал о чем-то большем. Поэтому в какой-то момент он и оказался на улице… только в хорошем смысле.
Таланту Буллы стало тесно в стенах ателье, и как только Карл Карлович получил от Министерства внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга», началась его карьера как фоторепортера.
Это сейчас, чтобы сделать качественную фотографию, достаточно просто иметь смартфон с мало-мальски приличной камерой, а раньше фоторепортаж был по-настоящему сложным процессом, требовавшим немало сил…в буквальном смысле этого слова. Фотоаппараты того времени были очень тяжелыми и не слишком удобными. Да и количество попыток сделать хороший кадр было ограничено.
Однако технические трудности и отсутствие коммерческой выгоды не смогли затушить разгорающийся интерес мастера к улично-событийной съемке. Более того, чтобы не пропустить ни одного выдающегося события из жизни города, Карл Карлович обзавелся агентурной группой, которая сообщала ему о каждом крупном мероприятии.
Такая система позволяла фотографу всегда оказываться в нужное время в нужном месте. Благо папарацци в то время было совсем немного: точнее, не было совсем. Поэтому люди нисколько не смущались вездесущей фотокамеры и вели себя вполне естественным образом.
Карл Карлович не просто фотографировал - он смотрел через свой объектив в будущее. В 1894 году власти дали разрешение на выпуск бланков открытых писем, изготовленных частным образом.
Речь, конечно же, шла об фотооткрытках. И тут многочисленным городским снимкам Карла Буллы нашлось достойное применение, а известность самого фотографа шагнула далеко за пределы не только Петербурга, но и Российской империи.
В столице же на его талант обратили внимание первые лица государства, и в 1896 году Карл Карлович получил звание «фотографа Императорского двора».
О многогранности таланта Карла Буллы лучше всего говорило его собственное рекламное объявление: «Снимаю всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды.
Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освещение зданий, юбилейные торжества. Моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных».
Конечно же, привилегированность и слава, наверняка, были приятны Булле, хотя, как выяснилось, получение похвалы не являлось главной целью его жизни.
Фотограф всегда оставался верен себе, и в его объектив попадали не только пышные торжества, но и куда менее заметные события из жизни простых людей. Карл Булла сумел запечатлеть и сохранить для будущих потомков полноту образов того Петербурга, его атмосферу и аутентичность.
Сегодня на Невском, 54, где с 1908 года размещалось фотоателье Карла Карловича, находится действующий фотосалон, принадлежащий «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы», и музей.
Ну а перед зданием ателье стоит тот самый «Памятник петербургскому фотографу» - Карлу Карловичу Булле.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!