>> Глава 5. Религия в Новом мире. Читать.
Религиозно отдавать себя - это непрерывная операция, выраженная в серии действий. Это не может быть ничем другим. Вы не можете посвятить себя, а затем уйти, чтобы жить так же, как вы жили раньше. Это жалкая пародия на религию, которая не производит существенных изменений в жизни, которая охватывает ее. Но в устоявшихся и более старых религиях нашей расы это изменение поведения включало в себя много самоуничижения только перед Богом или Богами или много самоуничижения просто с целью нравственного совершенствования себя. Христианская преданность, например, на этих ранних стадиях, до того, как отшельническая жизнь уступила место организованной монашеской жизни, ни в какой степени не направлялась на служение, кроме духовного служения другим людям. Но по мере того, как христианство становилось определенной социальной организующей силой, оно осуществляло целый ряд исцеляющих, утешающих, помогающих и образовательных мероприятий.
Современная тенденция была и остается в направлении минимизации того, что можно было бы назвать эгоцентрической преданностью и подчинением себе, а также расширением и развитием внешнего служения. Идея внутреннего совершенствования ослабевает вместе с уменьшением значения, придаваемого индивидуальности. Мы перестаем думать о том, чтобы унизить, возвысить или усовершенствовать себя, и стремимся раствориться в большей жизни. Мы все меньше и меньше думаем о "завоевании" себя и все больше и больше о бегстве от себя. Если мы пытаемся усовершенствовать себя в каком-либо отношении, это только так солдат точит и полирует необходимое оружие.
Наше обостренное восприятие продолжающихся перемен, наше более широкое и полное видение истории жизни избавляют наш разум от многих ограничений, наложенных на воображение наших предшественников. Многое из того, что они считали неизменным и определенным, мы считаем преходящим и контролируемым. Они видели жизнь неизменной в своем роде и подчиненной непреложным законам. Мы видим, как жизнь неуверенно, но с растущим успехом борется за свободу и власть против ограничений и смерти. Мы видим, как жизнь наконец возвращается к нашему трагическому и обнадеживающему человеческому уровню. Мы понимаем, что сегодня перед человечеством стоят беспрецедентные возможности и серьезные проблемы. Они обрамляют наше существование. Практический аспект, материальная форма, воплощение модернизированного религиозного импульса - это направление всей жизни на решение этих проблем и реализацию их возможностей. Альтернатива, стоящая сейчас перед человеком, - это либо великолепие духа и великолепие достижений, либо катастрофа.
Современная религиозная жизнь, как и все формы религиозной жизни, должна иметь свою собственную тонкую и глубокую внутреннюю деятельность, свои размышления, свои конфронтации с самой собой, свои фазы стресса, поиска и обращения, свои безмятежные и молитвенные настроения, но эти внутренние аспекты не входят в сферу настоящего исследования, которое полностью связано с внешней формой, направлением и организацией современных религиозных усилий, с вопросом о том, что мы должны делать и как это должно быть сделано, учитывая религиозную преданность.
Теперь, в новой и более великой вселенной, к которой мы пробуждаемся, ее огромные возможности создают совершенно новые рамки и условия для нравственной жизни. В фиксированном и ограниченном мировоззрении прошлого практические добрые дела принимали форму главным образом паллиативных мер против зла, которое считалось неизлечимым; религиозная община ухаживала за больными, кормила голодных, предоставляла убежище беглецам, умоляла власть имущих о милосердии. Она не мечтала о предотвращении болезней, голода или тирании. Потусторонность была ее готовым убежищем от непобедимого зла и путаницы существующего порядка вещей.
Но теперь можно представить себе порядок в человеческих делах, из которого эти пороки были бы в значительной степени или полностью устранены. Все больше и больше людей начинают понимать, что такой порядок - это материальная возможность. И с осознанием того, что это материальная возможность, мы больше не можем довольствоваться полем "добрых дел" и правильных действий, ограниченных паллиативной и утешительной деятельностью. Такие вещи - всего лишь "первая помощь". Религиозный ум становится смелее, чем когда-либо прежде. Он проталкивается сквозь занавес, он осознает свои более серьезные обязательства. То, как наша деятельность способствует реализации этого мыслимого лучшего порядка в человеческих делах, становится новым критерием поведения. Потусторонность стала ненужной.
Осознание этого возможного лучшего порядка сразу же приводит нас к определенным линиям поведения. Мы должны положить конец войне, а чтобы положить конец войне, мы должны быть космополитами в нашей политике. Ни один здравомыслящий человек не может предположить, что все более разрушительные глупости войны могут быть устранены из человеческих дел, пока на земле не установится некий общий политический контроль, и если не возникнет определенное давление из-за роста населения, из-за расширения масштабов экономических операций или из-за противоречащих стандартов и традиций жизни, то эти глупости утилизируются.
Чтобы избежать положительных последствий войны и достичь новых уровней процветания и могущества, которые сейчас становятся очевидными, необходим эффективный мировой контроль не только над вооруженной силой, но и над производством и основными перемещениями главных товаров, а также над перемещением и увеличением населения. Абсурдно мечтать о мире и всемирном прогрессе без такого большого контроля. Эти вещи гарантировали, что способности и энергия значительно возросшего числа людей могут быть направлены на счастливую деятельность в области научных исследований и творческой работы с постоянно растущим высвобождением и расширением человеческих возможностей. С политической точки зрения очевидно, что наши жизни должны быть отданы развитию этого союза.
Такой шаг вперед в человеческой жизни - первый шаг в могучем непрерывном продвижении, продвижении, которому нет предела, теперь не просто материально возможен. Перед человечеством открывается очевидная возможность. Это альтернатива социальному разложению. Но нет никакой уверенности, никакой материальной необходимости в том, что он когда-либо будет взят. Это не будет воспринято человечеством непреднамеренно. Это можно сделать только с помощью такой организации воли и энергии, чтобы сделать это так, как мир никогда раньше не видел.
Таковы новые императивы, которые раскрываются перед более бдительными умами нашего поколения. Вскоре они станут общим ментальным фоном, поскольку утвердятся современные интерпретации истории жизни и окружающих нас материальных и ментальных возможностей. Злые политические, социальные и экономические обычаи и порядки могут казаться упрямыми и огромными, но они не являются ни постоянными, ни неконтролируемыми. Однако их можно контролировать только усилием, более мощным и решительным, чем инстинкты и инерции, которые их поддерживают. Религия имеет своей внешней задачей установить контроль и руководство политической, социальной и экономической жизнью. Если она этого не делает, то она - не более чем наркотик для облегчения дискомфорта, "опиум для народов".
Может ли религия, или не может, синтезировать необходимые усилия, чтобы вывести человечество из наших нынешних беспорядков, опасностей, низости, разочарований и полезностей в фазу относительной безопасности, накопления знаний, систематического и непрерывного роста власти и повсеместного, глубокого счастья полной надежд и растущей жизни?
Наш ответ здесь заключается в том, что религиозный дух, в свете современных знаний, может сделать это, и наша тема сейчас состоит в том, чтобы выяснить, каковы необходимые начальные этапы в синтезе этих усилий. С этого момента мы пишем для тех, кто верит, что это возможно, и кто уже понимает значение мировой истории и современных научных достижений.
>> Глава 7. Что человечество должно сделать. Читать.