24 года назад Россия объявила дефолт! Настоящий дефолт, а не тот, который сейчас... Тогда все было по другому. Но очень мало людей, по-настоящему понимают как все происходило в те времена, уже давно ушедшие в прошлое.
Как я написал в своем более ранних постах - для меня, бедного студента изменилось не так много. И как я шучу - вместо пива FAX я стал пить Балтику.
Между тем - это событие было Мирового масштаба. И, кстати, не в малой степени помогло рухнуть одному из самых успешных "квантовых" фондов LTCM, чуть не парализовавшего американский рынок.
Но не все так было драматично. Полезно знать, что произошло на финансовом рынке России.
Одно из лучших кратких описаний тех событий сделал Сергей Салтыков - алгоритмический трейдер и директор теперь уже не существующей инвестиционной компании Форум, которым я поделюсь сегодня.
Дефолт 1998 по ГКО-ОФЗ
Автор: Сергей Салтыков
Среди российских инвесторов принято пугаться и пугать друг друга дефолтом по государственным облигациям, который произошел в 1998 году. Опыт дефолтов по корпоративным облигациям в 2008 -2017 году дает ложную подсказку, что дефолт равен полной потере средств. Некоторые молодые люди даже утверждают, что акции в кризис надежнее, чем государственные бумаги. Я думаю, что такой ошибки, как дефолт по облигациям в национальной валюте, правительство больше не допустит. И все же, давайте сравним потери владельцев акций и облигаций.
Азиатский кризис 1997 года перекинулся на Россию в конце октября 1997 года. Акции пошли вниз столь резко, что из-за слабого риск-менеджмента ушли с рынка две биржи, на которых торговали акциями и фьючерсами. МЦФБ ушла «по тихому», а банкротство РБ в мае 1998 сопровождалось 100% потерями у инвесторов. Акции падали примерно год, с октября по октябрь, и в итоге потеряли 80-90% от начальной рублевой стоимости, а некоторые и больше.
Доходность по гособлигациям с начала кризиса постепенно подрастала. Поскольку основным торговым инструментом на бирже тогда были трехмесячные ГКО, инвестор успел за 10 месяцев разворачивания кризиса получить хороший доход, более 20% в рублях при фиксированном курсе доллара. Дефолт по ГКО-ОФЗ был объявлен в августе 98 года и до момента принятия Правительством решения о Новации в конце декабря 1998 года, использовать облигации было невозможно.
Согласно Новации, инвестор вместо старых облигаций получал, после оформления документов, от 10% до 100% денежных средств, которые рассчитывались как оценка облигации перед дефолтом, включая НКД плюс 50% годовых от момента дефолта до момента подачи документов на новацию. 100% деньгами получили физические лица, 30% - предприятия, 10% - прочие инвесторы. Остальное было выдано облигациями со стартовой доходностью 30% годовых. Таким образом, на 1000 рублей облигаций накануне дефолта, физические лица получили 1250 рублей и более живых денег, в зависимости от даты подачи документов на Новацию. С учетом доходов до дефолта, полуторагодичная доходность в рублях составила не менее 50%.
А вот индекс ММВБ к марту 1999 года, когда активна начала реализовываться Новация, все еще был ниже 60% от своего рублевого докризисного значения.
Остается добавить, что для населения были до кризиса выпущены документарные аналоги ОФЗ – облигации государственного сберегательного займа. Дефолта по ним не было, оплата купонов и погашение производилось день в день.