Найти тему
Достойный

Кто за газом крайний? Мы из Польши - занимаем очередь.

На уровне экспертов в Польше уже стали понимать, что все мечты о "газовой независимости" от России уже этой зимой могут безвозвратно развеяться. Выдержки из статьи Радослава Омахеля на портале Onet.pl.

27 апреля Газпром сообщил, что отрезает Польшу и Болгарию от поставок по Ямальскому газопроводу. По нему транспортировалось 10 миллиардов кубометров газа.

Исторический день! Польша не зависит от российского газа. Больше никакого шантажа Москвы. Вот как надо заботиться об интересах Польши

написала в Twitter Беата Мазурек (Beata Mazurek), бывшая представительница PiS (правящая партия в Польше) ныне член Европарламента.

В опросах общественного мнения две трети респондентов считали, что Польша сможет обойтись без российского газа. Ведь строительство газопровода Baltic Pipe с пропускной способностью 10 миллиардов кубометров, то есть равной поставкам из Газпрома, подходила к концу. Продолжалось расширение терминала в Свиноуйсьце, был готов газовый интерконнектор в Литву, который с помощью плавающего около Клайпеды терминала для регазификации польской нефтяной и газовой добычи транспортирует около одного миллиардов кубометров СПГ.

Польша в 2021 году использовала чуть более 20 миллиардов кубометров газа. Половина приходится на предприятия химического сектора, на заводы, например, производящие стекло, а также на современные электрические и тепловые станции. Крупнейший потребитель газа, государственный химический концерн Azoty, только что сообщил, что из-за высоких цен на сырье ограничивает производство меламина – промежуточного продукта для производства синтетических смол.

После истечения срока действия Ямальского контракта основным каналом, снабжающим нас газом, станет Baltic Pipe. Это был запланированный со времен предыдущего правительства и реализованный нынешним газопровод, идущий из Погожелицы в Западно-Поморском воеводстве в Зеландию на датском побережье и далее в подводное соединение с газопроводом Europipe II, соединяющим Норвегию с Германией. Таким образом, Baltic Pipe является ответвлением существующего газопровода, по которому газ из Норвегии подается на юг и может быть перенаправлен в Польшу.

Норвежцы не скрывают, что наращивать добычу газа и нефти им не к спеху. Денег хватает, а желающих работать на платформах – нет. Норвегия поставляет на европейский рынок около 100 миллиардов кубометров газа, и даже начало спецоперации на Украине и газовый кризис в ЕС не подтолкнули ее к новым инвестициям.

Маргрете Леббен Ханссен (Margrete Løbben Hanssen) из министерства нефти и энергетики подчеркивает в беседе с Newsweek, что запуск Baltic Pipe не приведет к увеличению экспорта газа из Норвегии. А это значит, нам придется встать в очередь за топливом, а точнее, выгнать из нее прежних получателей.

Наша система газопроводов позволяет поставлять газ в Германию, Бельгию, Францию и Великобританию. Производители газа в Норвегии обязаны продавать топливо на рыночных условиях. То, будет ли газ и сколько его пойдет из Норвегии в Baltic Pipe, в Данию и Польшу, зависит от экономических и рыночных условий

говорит Маргрете Леббен Ханссен. А рыночные условия диктуют биржи, такие как TTF.

Придется встать в конце длинной очереди желающих за газом, также из Норвегии, и, скорее всего, дорого за него заплатить

комментирует Петр Новак (Piotr Nowak). Индивидуальным потребителям не грозит нехватка газа, но очередные существенные повышения цены – уже да.