Найти тему
Абзац

Кашмир на улице: как британцы сделали Индию и Пакистан смертельными врагами

В романе «Обитаемый остров» Стругацких есть примечательный момент, когда жители планеты Саракш объясняют землянину Максиму причины войны: потому что когда-то они с соседями были одним государством, а теперь ненавидят друг друга за общую историю.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: flickr.com / International Monetary Fund
Фото: flickr.com / International Monetary Fund

После распада Советского Союза все стали считать, что это предсказание постсоветских войн и конфликтов, хотя на самом деле Стругацкие в конце 60-х писали свой постапокалиптический мир с умирающей Британской империи. Англичанам не было равных в разжигании войн между народами ради сохранения собственной власти.

Самым ценным активом империи была Индия – богатейшая провинция, провозгласившая независимость 75 лет назад, в августе 1947 года. Британцы ещё раньше убедились в неспособности военным путём сохранить господство в Индии. Уже в конце XIX века в стране появились национально-освободительные организации – Индийским национальный конгресс и Мусульманская лига, против которых оказалась бессильной вся мощь карательного аппарата англичан.

И тогда европейцы решили, что раз они не могут победить индусов и мусульман, пусть те воюют друг с другом, а Британия сохранит статус арбитра.

В июле 1947 года британское правительство издало план лорда Маунтбеттена, согласно которому на месте Британской Индии создавались два доминиона – Индия и Пакистан. Границу между новоиспечёнными государствами установил юрист Сирил Рэдклифф, который никогда не был в Индии и провёл линию по карте, сверившись со старым справочником о составе мусульманского и немусульманского населения в разных районах. В итоге важнейшие для сикхов территории перешли Пакистану, но лорд Маунтбеттен только отмахнулся: будущее спорных регионов со смешанным населением должно было решаться путём референдумов в каждом городе.

Это была прощальная бомба замедленного действия непокорным индийцам от англичан. Они прекрасно знали, что справедливо поделить страну со сложной системой оросительных каналов просто не получится, каждое село будет драться за воду, а процесс обмена населением запустит гражданскую войну.

И точно. Уже на следующий день после получения от англичан независимости новообразованные государства стали смертельными врагами. Через границу в противоположных направлениях хлынули переселенцы: одни искали лучшей доли, другие спасались от резни со стороны соседей, с которыми раньше жили душа в душу.

Старая столица Британской Индии – древняя Калькутта – и вовсе разделилась на два враждебных лагеря. Уже 18 августа 1947 года в городе вспыхнули погромы. На протяжении трёх дней индуисты и мусульмане убивали друг друга. Не жалели ни женщин, ни детей, сотни домов были разграблены. Точное число жертв неизвестно до сих пор.

Всего в ходе установления границы между Индией и Пакистаном погибло, по официальным данным, не менее миллиона человек, свыше 15 миллионов стали беженцами.

Фото: TASS / Zuma / Nicolas Economou
Фото: TASS / Zuma / Nicolas Economou

Апогеем насилия стал Кашмир, власти которого не делили население на своих и чужих по религиозному признаку, но сами объявили о независимости. В самом деле, кто сказал, что на месте Британской Индии должно быть две страны, а не три?

После этого заявления сюда направились сначала пакистанские, затем индийские войска. Началась война за Кашмир. В ходе военных действий Пакистан потерял 4 тысячи солдат, Индия – тысячу.

Но британские стратеги ошиблись в главном: бесконечный конфликт между Индией и Пакистаном, приведший к трём полномасштабным войнам и не разрешённый до наших дней, так и не помог восстановить владычество Британии в регионе. Впрочем, сегодня отношения постепенно восстанавливаются.

Индийская и пакистанская пресса сейчас только и обсуждают, как военные-пограничники двух стран обменялись подарками по случаю празднования годовщины независимости держав друг от друга. Лондонских гостей на этих праздниках не ждут.

Таким же позорным провалом закончатся и нынешние попытки Лондона превратить бывшие советские республики в свои новые доминионы. Потому что для этого нужны и другие качества, помимо умения сеять вражду и смерть.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.