Вот и пришло время собирать яблоки, любоваться прекрасными плодами, то прозрачными, нежно-зелеными, то нарумяненными ярко, то желтыми, будто щедро облитыми янтарем. А давайте полюбуемся ими в живописи? За окном все еще светит летнее солнце, но в воздухе уже ощущается иная нотка. Так в город заглядывает осень. Сначала таясь, а потом и смелее. И вот она скоро войдет к нам. А пока у нас с вами лето и еще один любимый нашим народом праздник – Яблочный Спас! Еще его именуют праздником урожая.
Его ежегодно отмечают 19 августа, он приурочен к большой церковной дате – Преображению Господню. Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалась от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения. В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания – считалось, что они обязательно сбудутся. Этот праздник – напоминание о духовном преображении каждого из нас.
Художников в яблоках привлекает поверхность, способная отражать свет, и переходы цвета, и форма. Помогает показать, вытянуть довольно банальный сюжет, где есть только яблоки, мастерство живописца. Смотрите, как их написал в 1862 г. В.Р. Миллер. Мне точно не удалось установить, что это за художник. Может быть, американский живописец Уильям Риккардо (по другой версии – Рикарби) Миллер (1818-1893). Небольшие отблески фруктового воска оживляют натюрморт. Солнцем залиты яблоки в акварели Сергея Алексеева и натюрморте Михаила Рудника. Кажется, именно от них и исходит солнечный свет.
Яблоки часто вписываются в традиционную картину мира. Их изображают в корзинах, на фоне вышитых рушников или кружевных салфеток, старых деревянных поверхностей. Тонкость яблочной кожуры ощущается в работах В. Хвана и Алексея Антонова. Но интересны и плоды, которые еще находятся в природной среде. Чаще их пишут упавшими на траву. Поэтому особенно любопытен сюжет Дмитрия Анненкова – яблоки в воде. Художник не стремится за идеалом. Смотрите, его яблоки далеки от совершенства. Но при этом именно на них сосредоточено внимание, именно они подчеркивают и блеск воды, и мягкость глины.
Внимание привлекла работа А.Ф. Балабина в бытовом жанре (1963 г.). Написанная почти 60 лет назад, она обладает удивительной силой: не только возвращает нас в советскую эпоху, но дает ощутить реальность происходящего. То, что изображено на полотне, существует здесь и сейчас: и молодая румяная продавщица, щечки у которой, как яблочки, и горы спелой антоновки. Иное впечатление производит потрет, написанный Б.М. Кустодиевым. Кажется, девочка с яблоками устремлена в прошлое. Может быть, еще и потому кажется, что в психологии направление влево объясняется как возвращение назад.
Пусть ваше сегодня, дорогие читатели, принесет вам плод, желанный и спелый, плод, над которым вы достойно потрудились и который вы готовы принять. И пусть этот плод будет сладким.
А вот статья Душистая сладость: Медовый Спас в живописи.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.