Найти в Дзене
Biz.kz

Потребительская картина. Светит ли казахстанцам возможность возвращать вещи через месяц?

Казахстанцев до сих пор удивляют истории о том, как за рубежом можно месяц ходить в кроссовках или костюме и потом свободно вернуть товар, заявив, что он просто не понравился. И во многих местах его примут без лишних вопросов, возвратив все до копейки. Будет ли такая «сказка для потребителей» в Казахстане? С какими проблемами чаще всего сталкиваются отечественные покупатели? Об этом мы побеседовали с председателем Национальной лиги потребителей Светланой Романовской.

– Первой в списке антирейтинга стоит техника. Именно по возврату этого вида товара чаще всего обращаются казахстанцы. Некачественная, выходит из строя, плохой сервис. Магазины нарушают статью 15 закона о защите прав потребителей, где сказано, что мы имеем право либо заменить, либо расторгнуть договор купли-продажи с возмещением денег.

И конечно, все сейчас жалуются на высокие цены. Продукты питания подорожали практически в два раза. Доллар подскочил, все подорожало, теперь доллар опять упал, но ничего не дешевеет, – говорит Светлана Романовская. – Ещё огромное количество жалоб на лекарственные препараты, которые не зарегистрированы и продаются в аптеках. Это сплошь и рядом.

– Как решаются такие проблемы?

– По лекарствам мы подали четыре иска от неопределённого круга потребителей по факту того, что не имеют права аптеки торговать, но торгуют. В минздрав обратились, говорим: примите какие-то меры, они ссылаются на мораторий. Нет никаких отравлений, летальных исходов, ещё чего-то. Но они дали разъяснения и сказали, что даже если есть разрешение на ввоз какого-то лекарственного препарата, это не означает, что разрешение распространяется на торговлю. То есть до тех пор, пока лекарственный препарат не зарегистрирован, он продаваться не может. На складе может лежать, а в аптеках продаваться не может.

– Технику вы назвали первой в антирейтинге. Получается, даже крупные магазины нарушают закон?

-Это от того, что у нас безнаказанность. По-хорошему, после того, как они берут товар на экспертизу, если в течение десяти дней не отремонтируют его, то за каждый день просрочки начисляют 1% от стоимости этого товара. Но у нас суды нормативку не знают, начинают к гражданскому кодексу обращаться, заявляя, что гражданский кодекс выше закона о защите прав потребителей, при этом мы среди судей просвещением занимаемся. Что делать, если технику хочется вернуть?

Вы пишете нам заявление, мы заключаем с вами договор, сначала идёт претензионный порядок, он у нас обязательный, а потом уже, если они вообще не отвечают на претензию, то на них налагается административный штраф, потому что в обязательном порядке отрицательный или положительный ответ должен быть от продавца. И дальше мы уже подаём исковое заявление в суд.

Продолжение на нашем ресурсе

#новости #bizkz #тренды #трендыbiz #новостиbiz