Здравствуйте, уважаемые читатели. Фантастика, действие в которой происходит в космическом пространстве, является литературой высокотехнологичной. Это не значит, что вся космическая фантастика повествует о «высоком и технологичном». Достаточно вспомнить отечественную современную фантастику про попаданцев в космическое будущее. Но об этом в другой раз. Имею в виду, что фантастика про космические корабли, путешествия в космосе и т.п., предполагает высокий уровень науки, техники, промышленности фантастического мира. В том числе и в части вооружений.
Бластеры, лазеры, ракетное оружие, разного силовые установки, казалось бы, должны напрочь исключить всякие древние способы защиты и нападения. Ан нет. Фантасты с регулярностью прибегают к холодному оружию. Добиваться своих целей с помощью меча? Что может быть более благородным, чем не бояться встретиться лицом к лицу с супостатом и проявить удаль молодецкую, храбрость и смелость.
Издревле, добрый клинок считался не только оружием самых благородных и достойных, но и символом сакральным. Достаточно вспомнить меч короля Артура Экскалибур, обладающий волшебными свойствами. Появилась эта легенда ведь не просто так, а из мифов и представлений кельтских народов. У древних греков мы можем вспомнить подвиги Персея, отрубающего голову Горгоне. В христианской мифологии отмечу Архистратига Михаила, повергающего мечом (или копьем) Сатану.
Само собой, в фэнтэзи холодное оружие становится важнейшим элементом повествования. Собственно, фэнтези является фантастикой меча и магии.
Перейду к «практической части» изложения, начиная именно с космической фантастики с оттенками фэнтези. Все вы эту фантастику отлично знаете. Речь идет о знаменитых Звездных Войнах, которые в настоящей момент насчитывают три полноценные трилогии, а также фильмы – вбоквеллы, сериалы, компьютерные игры, огромное количество книг и т.д. Звездные Войны – это, по сути, соревнование благородных рыцарей со злодеями с помощью внутренней силы и доброго клинка. Да, конечно, лазерные световые мечи не совсем холодное оружие. Но, во-первых, изначально джедаи (вернее еще их предтечи - дже'дайи) использовали традиционные мечи из стали, ну или что-там добавляли в сплавы на Тайтоне. Во-вторых, все героическо-рыцарские замашки, как говорится, налицо. Добрые лазерные мечи и схватки на них, являются квинтэссенцией боевой части любого фильма, литературного произведения и т.п. о Звездных Войнах. Все венчается боем на световых мечах.
Музыкальное сопровождение обзора. Сардаукарский рэйв (о сардаукарах, закаленных рубаках императорского Дома Коррино Вселенной Дюны, речь пойдет ниже).
Не совсем в тему, но интересно. Причиной проявления силы у тех или иных индивидов другой галактики в другое время были медихлорианы – микроскопические формы жизни, с помощью которых джедаи и ситхи проявляли свое мастерство. Вернее, это был своеобразный симбиоз. Именно с помощью медихлорианов создатели ЗВ формально оставили эпопею в колее научной фантастики.
Звёздные Война, хоть и одна их самых известных и популярных фантастических Вселенных, но как космическая фантастика, - достаточно специфическая история. В качестве примера традиционной космической боевой фантастики, где задействовано холодное оружие, вспомню цикл американского фантаста Тимоти Зана «Черный спецназ».
По сюжету, Земля и ее колонии подвергаются нашествию расы воинственных рекриллян. Люди терпят поражение и подпадают под оккупацию инопланетян. Но среди землян зреет сопротивление, ядром которого становится элитное подразделение космических десантников «Черный спецназ». Бывшие бойцы этого отряда вспомнят свои навыки и доставят немало проблем рекриллянам.
Спецназовцы пользуются многими специальными приемами борьбы с противником. В том числе и холодным оружием: сюрекенами, боевыми ножами, нунчаками и прочим таким оружием. Дилогия «Черный спецназ» - «Черная молния» написана в восьмидесятых годах, когда во всем мире буйствовала мода на японских воинов – ниндзя. Немудрено, что авторы боевой фантастики переносили эстетику крутых японских бойцов в космические сражения будущего. У противников землян, двухметровых мускулистых детин – рекриллян, тоже было «фирменное» холодное оружие. Это их короткие прямые мечи, напоминающие римские гладиусы. Только вот из-за разницы в росте, для рекриллян мечи были короткие, ну а землянам они казались чуть ли не двуручными.
Особое место клинки занимают в трилогии Сергея Лукьяненко «Лорд с планеты Земля». В данной фантастической Вселенной в чести атомарные мечи. Эти боевые лезвия представляют собой особое оружие, сделанное с помощью высоких технологий и обладающее повышенной остротой.
Наиболее развита тема использования холодного оружия в культовой Саге Фрэнка Херберта «Дюна». В будущем Вселенной Дюны, к этому привело два важнейших фактора. Во-первых, за несколько тысячелетий до событий первого (одноименного) романа цикла, человечество отказалось от развития робототехники, компьютерных технологий, искусственного интеллекта и т.п. Это произошло из-за обретения машинами разума и восстания против создателей. С величайшим напряжением людям удалось подавить машины во всем известном космосе. В общем, ахтунг роботов в духе терминатора и Скайнет здесь не прошел. Развитие человечества с тех пор пошло в сторону освоения биотехнологий, ментальных способностей и т.п. Что сказалось и на развитии оружия. Ну а во-вторых, были разработаны оборонные системы, которые смогли накрывать технику и личный состав непробиваемыми щитами. Дистанционно поражающее вооружение потеряло смысл.
Единственным способом победить противника, укрытого за энергетическими щитами, стало использование мечей, кинжалов и т.п. Причем, скорее не из-за колюще-режущего эффекта, а путем «продавливания» щита. Так появилась особая техника и тактика сражений на мечах, а также элитные профессиональные бойцы (сардаукары, фримены Атрейдеса и т.д.).
Если у Ф. Херберта роботов выкинули из бытия, как отживший свое элемент, то в культовом фантастическом фильме «Крикуны», автоматические боевые комплексы одной из сторон вышли из-под контроля и стали угрожать всему человечеству. Роботы мимикрировали под людей, создавая модели самых разных назначений (раненый солдат, мальчик с плюшевой игрушкой и т.п.). Однако самыми распространенными экземплярами являлись так называемые мечи - небольшие механизмы, передвигающие с огромной скоростью и поражающие солдат с помощью встроенных кинжалов, шипов и т.п.
"Крикуны" - экранизация повести Ф. Дика "Вторая модель". В отличии от фильма наворотили там дел не космические транскорпорации, а СССР и США. Место действия в фильме тоже поменялось. У Дика это не удаленная шахтерская планета, а Земля. Так, если кто не знал.
Все приведенные примеры относятся к космической фантастике, сюжет которой строится вокруг фантастического допущения высокотехнологичного будущего. В иной галактике иного времени космические корабли бороздят просторы больш… хм.. космоса. Империя и повстанцы имеют боевые космические корабли, истребители, всякие шагоходы и бластеры. Дроиды и роботы – полноценные герои действа. Во Вселенной Дюны технологии настолько развиты, что делают бесполезным все ракеты, бластеры и прочие «пушки». Но возможно ли применение старых добрых мечей в космосе при менее благостной картине развития? Ну а почему нет?! Фантастика дает возможность реализации любых допущений, ограниченных лишь мерой фантазии авторов. Ну а любую, самую невероятную идею можно сделать привлекательной. Лишь бы у автора был талант.
Американский фантаст Пол Андерсон несомненно относится к плеяде талантливых и даровитых фантастов. Он создавал миры с самыми разными фантастическими допущениями и делал их яркими и реалистичными. Так, в романе «Крестовый поход в небеса» старые добрые английские йомены времен Столетней войны, вооруженные знаменитыми английскими луками, мечами и копьями, сокрушили огромную космическую империю Версгорискан. Помогли им в этом нелегком деле прогрессивные методы развитого феодализма. Пока версогрцы тиранили и эксплуатировали подвластные планеты, английские добры молодцы предложили беспроигрышную схему развитого феодализма. Присягни феодалу и Господу нашему на кресте и живи себе спокойно в своем феоде. Диалектика. Кроме того, сонные синекожие империалисты не успевают понять, что и куда наводит и стрелять. Стремительные конные рыцари и меткие лучники уже разбивают все их укрепленные оборонительные бурги.
В завершении статьи приведу шикарный пример космической фантастики регресса, где люди будущего в духе средневековья выдумывают себе новых богов, а неистовые варвары делают опустошительные набеги в стиле Аалариха, Аттилы и т.п. воинов древности. Только в отличии от вождей прошлого, приходят они не из степей Азии или северных лесов Германии, а прилетают со спутников Сатурна и Юпитера на космических кораблях. Корабли садятся на поверхность Земли, открываются аппарели и из трюмов высыпаются грозные воины: конники, стрелки, пехотинцы. Как такое возможно? Только вследствие разрушения цивилизации в прошлом. Не понимая сути процессов, человечество смогло сохранить автоматическое производство космических кораблей. Ну а со всем остальным вышло плохо. Такое будущее представляет Альфред ван Вогт в цикле «Атомная империя». Конечно, данное фант. допущение выглядит не совсем реалистично. Но нужно сделать скидку, ведь ван Вогт писал в пятидесятые годы. Хоть само развитие мира не сильно складно, но зато действо получилось атмосферным и оригинальным. Занимательная фантастика.
На этом на сегодня все. Как видим, холодное оружие нашло свою нишу и среди звезд, бластеров, других планет и т.п. Ничего удивительного. Все мы немного д, артаньяны и любим читать про благородных гасконцев.
Читайте фантастику.
Друзья, данная статья возникла отнюдь не спонтанно. Месяц назад, на своем резервном ресурсе «Канал ФКИ», я сделал серию постов про холодное оружие в космической фантастике. Они стали своеобразным прологом и черновиком данной статьи. Приглашаю подписаться на канал. Его основная тематика – космос и космическая фантастика - Канал ФКИ