Найти в Дзене
Люблю русский язык!

Комментарий к проблеме (27 задание ЕГЭ)

Оглавление

После выявления и формулирования проблемы исходного текста пишется КОММЕНТАРИЙ.

Комментарий к проблеме - это самая объёмная часть вашей творческой работы (примерно 10 предложений). За него можно получить 6 баллов! (*** Конечно, очень важно, насколько правильно и точно вам удалось выявить в тексте проблему и оформить её в предыдущей части сочинения.)

💥Структура комментария

📌 1 пример-иллюстрация с пояснением
📌 2 пример-иллюстрация с пояснением
📌 смысловая связь между примерами и её анализ (может находиться в любом месте:
➖️ между двумя примерами,
➖️ быть завершающей,
➖️ перед примерами).

(***Из критериев оценивания ➡️ "Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. Дано ПОЯСНЕНИЕ к каждому из примеров-иллюстраций. УКАЗАНА и ПРОАНАЛИЗИРОВАНА смысловая СВЯЗЬ между примерами-иллюстрациями...")

☝️То есть комментарий - это ПОДТВЕРЖДЕНИЕ того, что обозначенная вами преблема действительно присутствует в тексте. Это АНАЛИЗ конкретных примеров из текста, помогающих проиллюстрировать поставленную автором проблему.

❗ В качестве примера-иллюстрации можно использовать

➖ цитаты;

➖ примеры, которые приводит автор;

➖ средства художественной выразительности;

➖ отдельные слова и словосочетания, которые важны для понимания проблемы и раскрытия её сути;

➖ описания;

➖ авторские размышления, связанные с проблемой;

➖️ номера предложений (вместо цитирования/пересказа)...

✔️В тексте публицистического стиля следует обратить внимание на события, факты, явления, мнения известных людей по проблеме, если автор к ним обращается.

▪️Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на ... /приводит слова...

▪️Автор обращается к собственному опыту и вспоминает...

✔️ В художественном тексте нужно сосредоточиться на поведении героев, их мыслях и речи. Важную роль играют и средства художественной выразительности.

▪️В центре внимания автора случай...

▪️Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как...

💥💥💥 Клише для написания комментария👇

-2

❗️Помните: вы пишете сочинение, которое представляет собой АНАЛИЗ авторского текста. Не стоит увлекаться чрезмерным цитированием или ограничиваться простым пересказом. Важно обратиться к небольшому фрагменту текста (это может быть отдельное предложение) , существенной детали, лаконичной/сокращённой цитате и ОБЪЯСНИТЬ ИХ РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ в тексте.

Это значит, вы должны предположить,

➖️ ЧТО, по-вашему, автор хотел сказать этим примером,

➖️ ЗАЧЕМ автору понадобились именно эти факты, явления, мнения, события, детали,

➖️ ЧТО они дают для раскрытия найденной проблемы.

Именно проблема, поднятая в тексте, определяет выбор примеров! Частая ошибка - это НАРУШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ И ВЫБРАННЫМИ УЧЕНИКОМ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ.

❗❗❗При ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА нужно

▪️ РАСТОЛКОВАТЬ, ПОЧЕМУ герои действуют так, а не иначе,

▪️ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ к ИЗОБРАЖАЕМОМУ.

-3

Не надо повторять сказанное автором. Пояснение - это ВАШ текст, ВАШИ мысли (что, собственно, и является одним из показателей понимания авторского текста).

💥 Следующий этап в создании комментария - это указание на то, КАК связаны примеры-иллюстрации.

⚡️Выбирая примеры, старайтесь СРАЗУ определять, какая между ними СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ. (***Смысловая связь - это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями.) Она может отражать сопоставление или противопоставление чего-либо, указывать на причинно-следственные связи между изображаемыми явлениями и событиями, на переход от общего к частному и т. д.

💥 Виды смысловой связи между примерами

-4
*** Наиболее доступный для анализа вид смысловой связи - ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

Поэтому, прочитав текст, посмотрите, нет ли в нём противопоставления разных точек зрения, фактов, поступков героев, разного отношения к одному и тому же.

Если противопоставления нет, попробуйте найти в тексте приём сопоставления: сравнивается ли одно с другим, похожи ли сравниваемые факты, действия и пр.

💥 Указать смысловую связь

➖️ это НАЗВАТЬ её. (Автор противопоставляет/сравнивает...Автор объясняет это тем... Автор текста фиксирует наше внимание...)

💥 Проанализировать связь

➖ это ОБЪЯСНИТЬ ЛОГИКУ СВЯЗИ между примерами, раскрыть суть смысловых отношений между выбранными примерами;

➖ это ответить на вопрос: КАК ВЫБРАННАЯ СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ ПОМОГАЕТ РАСКРЫТЬ ПРОБЛЕМУ? (С какой целью автор сравнивает два события, факта? Почему акцентирует внимание на конкретной детали? Или почему автор противопоставляет?..)

То есть важно сказать, как именно связаны по смыслу 2 примера между собой и каково значение этой связи ДЛЯ ПОНИМАНИЯ сформулированной ПРОБЛЕМЫ.

❗️⚡️Анализ смысловой связи примеров не должен дублировать авторскую позицию.

📌 Связь - это приём, способ.

📌 Позиция - это мнение, взгляд на проблему.

⚡️⚡️⚡️ Внимание!
Важно понимать истинные смысловые связи между примерами, а не указывать их формально.
▪️"Эти примеры дополняют друг друга..." "
▪️"Далее автор приводит другой пример..."
▪️" Развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере"...
➡️ НЕ являются указанием на известный вид логической смысловой связи (см.таблицу).
-5