Найти тему
Редкое кино

Фильм "Маребито": мужчина встречает женщину из другого мира, а может, он просто сумасшедший...

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

Сегодня я напишу о впечатлениях от фильма "Маребито" ("Marebito", 2004, Япония, режиссёр Такаси Симидзу).

Жанр: ужасы, фэнтези, драма, детектив.

Что мне понравилось: Как сыграл Синъя Цукамото, исполнитель главной роли. Музыкальное сопровождение.

Что не понравилось: Слишком много вопросов без ответов остаётся после просмотра.

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

Подробнее о фильме и впечатлениях: Фильм о кинооператоре по имени Масуока, про которого в аннотации написано, что он "одержим стремлением постичь сущность страха". Выражается это в том, что он очень хочет увидеть что-то страшное и мистическое и поэтому всегда выходит из дома с включенной видеокамерой на всякий случай. Это иногда приводит к проблемам: один прохожий избил героя и кинул его камеру об асфальт, потому что ему не понравилось случайно оказаться в кадре.

Дома главный герой установил видеонаблюдение за двумя окнами дома напротив и улицей. В одном окне он видит девушку, которая очень часто стоит у окна. Ему кажется, что она либо видит что-то, невидимое другим, либо принимает препараты, от которых у неё галлюцинации. В другом окне он видит силуэт, кажущийся ему странным.

У меня при просмотре начала фильма сложилось впечатление, что жизнь Масуоки одинока и скучна, поэтому его тянет искать мистику даже там, где её нет. Я встречала таких людей.

Благодаря своей привычке всегда держать видеокамеру включенной он снимает сцену, когда странный мужчина в метро (не в вагоне) втыкает себе в глаз нож на глазах у людей, пытающихся его отговорить. Масуока предполагает, что Куроки (так звали мужчину) увидел что-то настолько ужасное, что решил покончить с собой. Опять же, он делает предположения, исходя из своей картины мира. Другой человек предположил бы, что Куроки был психически болен, разорился, был брошен женой, узнал о тяжелой болезни или употреблял наркотики.

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

Масуока возвращается на место, где случилась трагедия, и смотрит в ту сторону, в которую смотрел мужчина, прежде чем это сделать. Он замечает дверь в стене и открывает её. Так мужчина оказывается сначала в тоннелях, а потом в призрачном городе. В тоннелях он встречает Куроки, который хоть и ходит постоянно в чёрных очках, как слепой, но отлично ориентируется. Беседы, которые они ведут, меня слегка удивили, потому что во многих фильмах ужасах диалоги попроще. А тут они поначалу поговорили о теории Е. П. Блаватской, а потом о творчестве некого писателя Шейвера (я уже после окончания фильма посмотрела в интернете, это был сварщик по профессии, утверждавший, что контактировал с существами из подземного мира и писавший об этом для журнала, но все считали его сумасшедшим).

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

В призрачном городе Масуока находит девушку в цепях и решает спасти её, забрав к себе домой. Но загадочная девушка не умеет говорить, плохо ходит, ничего не ест и не пьёт. Чем же это всё закончится?

Тот мужчина Куроки, который то ли призрак, то ли правда выжил, в фильме ещё не раз появится и будет общаться с главным героем как живьём, так и по сотовому телефону.

Я читала произведения Г.Ф. Лавкрафта, поэтому мне сразу бросились в глаза отсылки к его творчеству в этом фильме.

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

В одной из сцен, смотря на горы в городе из другого мира, Масуока произносит фразу "горы безумия". Это отсылка к роману Г.Ф. Лавкрафта "Хребты безумия", а горы вместо хребтов — возможно, сами переводчики фильма далеки от его творчества, поэтому выбрали из двух слов-синонимов именно "горы". (В оригинале произведение называется "At the Mountains of Madness".)

Фраза "первобытный ужас" тоже типична для произведений Г. Ф. Лавкрафта.

В другой сцене, когда Масуока едет к морю и сидит на берегу, Куроки находит его и говорит, что Масуока сидит там, потому что его тянет к предкам, которые появились из океанских глубин. Лавкрафт как раз писал о подводной цивилизации. У меня не идеальная память, но я когда-то читала его рассказ (название не помню) о парне, который считал себя обычным и не понимал, почему его родственники топились. А потом выяснилось, что они не были обычными людьми и на самом деле не топились, а ныряли, чтобы жить под водой с такими же, как они. И парня тоже ждёт такая судьба.

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

До просмотра фильма я не знала значения слова "маребито" и думала, что это имя. Когда после просмотра стало ясно, что никого с таким именем в нём нет, то я стала выяснять.

Маребито (稀人 или 客人) — древнее японское слово, обозначающее сверхъестественное существо, которое приходит издалека, принося дары мудрости, духовного знания и счастья. Слово маре означает "редкий", в то время как бито (от слова хито) означает и "человек", и "дух".

Скажу честно, я удивилась, потому что у меня главная героиня (девушка из другого мира) не ассоциируется с существом, приносящим мудрость и счастье. Но если смотреть на это с точки зрения, что Масуока всю жизнь тянулся к чему-то страшному и мистическому, чем страшнее, тем лучше, тогда он нашёл то, что искал. У каждого своё представление о счастье.

В фильме есть не совсем понятные моменты.

В одном из эпизодов дано альтернативное объяснение тому, кто такая Ф. (Так Масуока назвал девушку, она же не могла говорить и узнать её имя было невозможно.) Но потом события возвращаются к первоначальной версии, что это существо из другого мира. Я не поняла, для чего тогда был этот сюжетный ход, лишь для того, чтобы запутать зрителей? Я после озвучивания альтернативной версии подумала, что вся оставшаяся часть фильма будет её подтверждением. Но нет, после этого снова сюжет вернулся к первоначальной версии.

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

Можно предположить и третий вариант: Масуока постепенно сходит с ума (он уже в начале фильма был странноватым), и нам показывают не то, что с ним происходит в реальности, а то, что творится в его больном воображении.

Также мы не получим ответа, почему Ф. была на цепи на момент обнаружения, кто и зачем это сделал? Был ли город, в котором Масуока её нашёл, её родным местом обитания?

Есть вопросы к показанным в фильме мирам и существам, в них обитающим.

Например, Масуока говорит, что призрачный город построен существами, живущими в тоннелях. У меня возникает вопрос: а зачем они тогда живут в тоннелях, а не в этом городе?

В фильме упоминаются и присутствуют в одном из кадрах существа с названием "деро", они живут в тоннелях, но иногда выходят и на улицы Токио. Эти существа передвигаются на четвереньках, как Ф., но при этом на лицо они совсем не такие, как она. Так находится ли Ф. в родстве с этими существами? Если да, то почему они посадили её на цепь и почему у неё совсем другое лицо? Если нет, то почему она передвигается, как они, и тоже пьёт кровь?

Также мы так и не узнаем, что именно произошло за те 12 секунд, когда видеокамеры в квартире Масуоки внезапно дали сбой, а потом возобновили работу (он просматривал записи с них, чтобы знать, что делает Ф., когда он не дома). Ему было важно это выяснить, потому что после этого отрезка времени её состояние резко ухудшилось.

Масуока дважды спрашивает Куроки, что именно тот видел, когда был охвачен ужасом и покончил с собой, но тот не даёт конкретного ответа. В конце фильма есть намёк, что придя в тоннели во второй раз, главный герой видит то же самое. Но нам показан лишь ужас на его лице, а не то, что он видит. Предполагается, наверное, что он стал видеть то, что не может видеть обычный человек, но что именно — оставлено за кадром.

Не стоит ждать от этого фильма однозначности и ответов на все вопросы, а сама тематика (существование других существ на Земле, помимо людей) не новая. Но мне понравилась актёрская игра Синъи Цукамото и полное соответствие настроения саундтрека происходящему на экране. Кстати, это уже не первый фильм с его участием, в котором он влюблён в женщину, порой ведущую себя жестоко по отношению к нему ("Токийский кулак", "Котоко").

Маребито можно с большой натяжкой отнести к фильмам о вампирах, потому что девушка питается кровью. Но только с натяжкой, потому что обычно вампиры в кино и литературе — это бывшие люди, а здесь героиня изначально не была обычным человеком.

На мой взгляд, этот фильм немного напоминает по настроению некоторые фильмы корейского режиссёра Ким Ки Дука.

Кадр из фильма "Маребито" (2004)
Кадр из фильма "Маребито" (2004)

Оценка: 7 из 10.

Примечания:

  • Герои называют непрофессионального писателя Шейвера Франком, хотя в реальности его звали Ричардом.
  • В фильме много сцен, действие которых происходит в полутьме.
  • Я не рекомендую смотреть этот фильм слишком впечатлительным людям.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие публикации о кино! Заранее спасибо!

Мои отзывы о других фильмах Синъи Цукамото:

Возможно, Вам также будет интересно:

"Женщина" (2011) — фильм о мужчине, который нашёл в лесу и пленил дикую женщину, воспитанную волками. Но здесь это именно женщина-Маугли, а не существо из другого мира.

Все мои отзывы об азиатских фильмах собраны в отдельную подборку:

Азиатское кино