Продолжаем умнеть вместе — сегодня колонка про изумруды, которым мы уже давно признались в любви (не безответно, вроде).
Уже много веков изумруды остаются одними из самых популярных драгоценных камней в ювелирном деле. Но в некоторые периоды истории, в определенных странах и культурах, интерес к ним становился особенно заметным. В Древнем Риме изумруды и другие зеленые камни, которые называли словом "смарагд", были вторым по популярности драгоценным камнем после жемчуга и ввозили их в основном из Древнего Египта. Изумруды всегда очень ценили на востоке, и особенно в Индии. А с приходом эпохи Возрождения, когда драгоценные камни начинают гранить, а не только полировать и особенно в 1500-х годах, когда была изобретена так называемая "изумрудная огранка", определяемая особой формой кристаллов этого камня, (впоследствии ее стали использовать и при гранении бриллиантов), изумруды наконец-то засверкали в украшениях и стали заметно проявлять себя даже в окружении других ярких камней.
В XVI веке моде на украшения с изумрудами не только европейская, но и очень любившая роскошные ювелирные изделия индийская знать, была во многом обязана испанским монархам. Испания, ставшая крупнейшей колониальной державой, открывает изумрудные месторождения в своих колониях в Латинской Америке и начинает снабжать камнями редкой красоты весь мир. В этот период изумруды часто комбинируются в изделиях с другими камнями и с жемчугом. Но под влиянием французской моды, в XVII-XVIII веках на место многоцветных ренессансных украшений приходят более сдержанные — однотонные или сочетающие максимум
два-три цвета. Поэтому именно в этот период испанские ювелиры так часто создают великолепные колье, серьги, подвески, в которых изумруды солируют, поражая яркостью и изысканностью оттенков.
В России в XVIII веке изумруды тоже популярны — они воспринимаются как камень, символизирующий восточную роскошь. Считается, что к изумрудам была особо неравнодушна императрица Екатерина Великая.
В наполеоновскую эпоху, когда в эстетике тон задает стиль Ампир с его подражанием античным образцам, очень популярными становятся изумрудные гарнитуры и тиары. Кстати, возможно факт отмечавшейся при французским дворе невероятной популярности украшений с изумрудами опять имел «испанский след» — не стоит забывать о том, что брат Наполеона стал королем Испании.
Изумруды очень любила и супруга Бонапарта — Жозефина де Богарне. Многие из ее драгоценностей, в том числе и изумрудных, унаследовала ее дочь Гортензия де Богарне, будущая королева Голландии. Впоследствии к этим украшениям, стоимость которых в начале XIX века оценивалась в астрономическую сумму — почти два миллиона золотых франков — добавились личные драгоценности Гортензии: три набора бриллиантов, два — сапфиров, один большой набор рубинов, один с бирюзой и многочисленные изумруды.
В середине и второй половине XIX века изумруды были очень популярны, в том числе и в России, во многом благодаря королеве Виктории. На ее увлечение драгоценностями с этим камнем повлияли подарки любимого супруга. Одним из них была изящная диадема, напоминающая венцы средневековых королев, украшенная крупными изумрудами. Для своего подарка, сделанного Виктории в 1845 году, принц Альберт даже сам разработал дизайн. Королева позировала в знаменитой изумрудной тиаре в том числе для одного из своих самых знаменитых портретов, написанного Георгом Кобервейном в 1852 году.
Ну и конечно, некоторые из самых эффектных украшений с изумрудами были созданы в 1920-х годах: стиль Ар-Деко, с его крупными формами, эффектностью, любви к контрастам и определенной «холодностью», сделал этот камень одним из своих стилевых «символов». Особенно знамениты украшения с изумрудами дома Cartier. Кстати, его клиентами были многие индийские махараджи и махарани, которые часто привозили ювелирам свои более традиционные украшения с изумрудами с целью переделать их в сотуары, браслеты и броши по новой моде.