Всех приветствую!
Сегодня хочу поделиться с вами информацией, которая попалась мне в книге В.А. Тихановой "Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах анималистах".
О московских скульпторах-анималистах принимавших участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, в 1938 году.
"В 1938 году, к началу работы для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве у анималистов накопился некоторый опыт в декоративной скульптуре.
В оформлении самой большой выставки страны приняли участие почти все московские анималисты. Но конец 1930-х годов отличался от первой их половины. Постепенно назрели трудности в виде требований натуралистического правдоподобия, иллюстративности, отрицания условности в искусстве.
У методистов выставки критерии вмещались в понятия "похоже" и "непохоже". К тому же сроки были крайне сжатыми. Конечный результат оказался далёким от идеального синтеза скульптуры и архитектуры; и сами замыслы, и их реализация были чаще всего половинчаты. В таком сложном организме, как ВСХВ, решить эту проблему было трудно: связь скульптурного и архитектурного образа оказывалась внешней, работы анималистов, обладая достоинствами сами по себе, в осуществлении синтеза не участвовали.
Произведения И.С. Ефимова ("Корова с теленком" и др.) сделаны под явным чужеродным воздействием, хотя за год до них появилась "Жирафа" - скульптура настолько ритмичная по композиции, заверенная по силуэту и убедительная в своей декоративной сущности, что подобные решения могли бы стать находкой для убранства выставки. Кроме того, артистизм ефимовских воплощений рождался из соприкосновения художника с твердыми материалами, а работы на ВСХВ отливались в бетоне или гипсе - материалах маловыразительных и Ефимов невидел в них пластических, цветоносных и светоносных свойств, столь для него существенных.
Для ВСХВ работал и П.А. Баландин: его два "Быка" и "Зубробизон" стояли у павильона "Главмясо". Они покорили темпераментной композицией, но неприятное впечатление производила гипертрофированная напряжённость, какая то судорога мышц.
Неопытный в монументальной скульптуре Баландин на раннем этапе творчества был связан с народными художественными артелями Абрамцева и Богородска. Сделанное им здесь сильно отличалось от богородской деревянной игрушки."
"Фантазия диктовала художнику сцены жарких схваток, ожесточённых сражений, агрессивности. Необузданная животная сила выражается и движением, и экспессивной пластикой мускулистых напряженных фигур. При этом скульптору иногда изменяло чувство меры: стремление к передаче бурных страстей вместе с эффектом драматизма порождало физиологическую обнаженность анатомии. Этот недостаток снижал впечатление и от работ Баландина на ВСХВ.
В майоликовых горельефах А.Г. Сотникова для павильона Дальнего Востока головы оленя, белки, других животных этого края окружены густой растительностью; неподалеку от павильона возвышался его фонтан "Рыбы", где мальки и крупные рыбины "плавают" среди водорослей и морских кораллов."
Стоит отметить, что этот фонтан был в числе работ, удостоенных Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, о которой я ранее писала.
"И в малой и в монументально-декоративной скульптуре Сотников любит изображать животное в своей среде, - обозначенной деревом, кустиком, травой, - достигая более целостной картины природы, определённого повествования, дополняя анималистический образ и создавая особое лирическое настроение. В тоже время такой приём позволяет скульптору обыграть материал: крупно модедированная поверхность рядом с дробными формами растительности создаёт ненавязчивый декоративный эффект.
Д.В. Горлов кроме фигур домашних животных, довольно скучно повторяющих натуру, выполнил две рельефные эмблемы выставки, а также эскизы деревянных резных решеток и потолка для павильона Читинской области. В решетках художнику было предоставлено больше свободы, чем в круглой скульптуре. В стилизованном растительном орнаменте обобщенные силуэты зверей и птиц воспринимались его частью и продолжением. Композиции были хорошо увязаны с плоскостью стен и потолка и составляли выразительный декоративный элемент интерьера."
О работах скульптора-анималиста Д.В. Горлова можно почитать здесь
"Несмотря на многие трудности и недостатки, работа для ВСХВ объединяла московских скульпторов вокруг определенных проблем анималистической пластики и, видимо, способствовала развитию творческой мысли в монументально-декоративных формах. Но вскоре началась Великая Отечественная Война."
В.А. Тиханова "Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах анималистах".Изд."Советский художник". 1990г.
Если вам понравилась моя статья - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!