Предательство всегда сложно пережить, но если предателем оказался близкий человек, ситуация и вовсе становится невыносимой. Хочешь не хочешь, а приходится принимать решение: готова ли ты жить дальше с этим грузом или легче оставить его в прошлом?
Все началось с подарка. Надя привыкла, что на день рождения муж дарит ей милые вещицы, приятные женскому сердцу, очень личные, ни в коем случае не предметы хозяйственного обихода. На этот раз Надя ждала какое-нибудь украшение, потому что увидела нечаянно, как из кармана куртки мужа выпал рекламный буклет ювелирного салона. Но Валера удивил - преподнес довольно громоздкую коробку, совсем не похожую на бархатный футлярчик...
- Я подумал, что тебе понравится, - сказал он, ставя коробку на стол и не глядя Наде в глаза. - Полезная в хозяйстве вещь!
Мультиварка последней модели и правда была хороша, Наде агрегат понравился. А от некоторого разочарования, чуть царапнувшего сердце, она поскорее отмахнулась. Муж подарил полезную вещь, и этот презент гораздо лучше бессмысленного колечка или кулончика - мысленно оправдала она Валеру. И напрасно. Как выяснилось, это был сигнал, на который Надя не обратила внимания...
Ничто не предвещало беды
Идеальная семья - так про них говорили окружающие. Надя и Валера встретили друг друга еще в юности, влюбились с первого взгляда, быстро сыграли свадьбу и вскоре в молодой семье родилась дочка Анечка. Конечно, у них бывали трудности, но ничего такого, с чем не могли бы справиться любящие супруги.
Пятнадцать лет тихого семейного счастья пролетели незаметно. Надя любила мужа по-прежнему и видела его таким же, как в молодости, - высоким и спортивным красавцем, который в любой компании моментально оказывался в центре внимания. Валера умел искрометно шутить, играть на гитаре и галантно ухаживать за дамами. Но главное, он умел дружить. Надю всегда восхищала эта черта его характера - легко и без сожалений пожертвовать собственными интересами ради друга. «Мы своих не бросаем», - так всегда говорил Валера. И, став его женой, Надя старалась соответствовать - «не бросать своих». Друзья знали - в их доме они всегда найдут приют и помощь.
В общем, Надя не насторожилась, когда получила в подарок мультиварку. И ничего не заподозрила, когда Валера стал задерживаться после работы или уезжать в краткосрочные командировки по выходным - он же объяснил, что в компании сокращение штатов и приходится работать больше. Даже когда муж объявил, что уходит из семьи, Надя не сразу поняла смысл его слов, сидела и пару минут глупо улыбалась, не в силах осознать услышанное.
- Прости, Надюша, я знаю, как это выглядит, но... - Валера поплотнее закрыл дверь кухни и понизил голос, чтобы не разбудить Анечку. - Я полюбил другую, понимаешь? Жизнь такая короткая, мне скоро сорок, и я хочу быть счастливым!
Надя молчала.
- Ты не волнуйся, - тараторил Валера, спеша закончить тягостный монолог. - Квартиру я вам оставляю, сам перееду в бабушкину, если ты не возражаешь. И Анечке буду помогать, само собой.
Надя кивнула, услышав про бабушкину квартиру, которая досталась мужу по наследству и до сего момента пустовала. Квартира - это было нечто материальное и понятное, в отличие от всех остальных слов мужа про новую любовь и счастливую жизнь.
- Папа! Ты что? Ты нас бросаешь? - дверь распахнулась рывком, и в кухню влетела плачущая Аня.
«Подслушивала, - машинально отметила Надя. - Надо будет потом поговорить с ней, сделать замечание...»
Валера смутился, а дочь прижала кулачки к мокрым щекам и зарыдала в голос.
- Аня, послушай... - начал он.
- Папа, не уходи! Папочка! Мы же не бросаем своих!
Валера попытался ее обнять, но девочка вырвалась и с ненавистью уставилась на отца.
- Мы потом поговорим, - пробормотал он и торопливо вышел.
Из прихожей послышался шорох одежды и бренчание ключей - Валера явно собирался уйти немедленно.
- Мамочка, останови его, - всхлипнула Аня.
Но Надя не шелохнулась. Она даже ответить ей не могла - будто окаменела вся, и в горле застрял жесткий ком, не проглотить.
Начало новой жизни
Первое время после ухода мужа Надя не помнила, как жила. Что-то машинально делала по дому, стирала, готовила по привычке плотные ужины, потом выбрасывала несъеденное. Она замкнулась и словно спряталась в невидимый защитный кокон, который не пропускал внутрь эмоции. Так было легче терпеть боль. Но рядом была Анечка, она страдала, и ради дочери Наде пришлось стряхнуть с себя оцепенение и поставить перед собой цель - вернуться к нормальной жизни.
Для начала Надя решила найти работу. По специальности она была педагогом, но долгое время сидела дома - сначала с маленькой дочкой, а потом уже и Валера не хотел, чтобы она работала. Зарабатывал он достаточно, и Надя легко привыкла быть просто домохозяйкой. Но сейчас ей нужно было научиться зарабатывать самой, поэтому она ухватилась за первую попавшуюся вакансию - преподавателя в Доме детского творчества.
- Хлопотная должность, а зарплата маленькая, - честно предупредила ее директриса.
Но Надя согласилась. Ей неожиданно понравилась новая работа, которая давала возможность забыть о своей беде. Каждый день к ней на занятия приходили ребята из ближайших школ, и она учила их творить поделки из цветной бумаги, шишек, пуговиц... Детская непосредственность, шалости, веселый смех - Надя ни на минуту не оставалась наедине со своими мыслями.
Постепенно все как-то наладилось, боль притупилась, и Надя уже могла думать о предательстве мужа без острого отчаяния. Даже когда случайно встретила Валеру с его спутницей, сумела сохранить внешнее спокойствие. Эффектная брюнетка выглядела моложе Нади лет на десять, она звонко смеялась и по- хозяйски держала Валеру под руку. А он смотрел на нее с обожанием и не замечал никого вокруг.
«Похудел», - отметила про себя Надя и тут же запретила себе думать о предателе.
И в радости, и в беде?
Спустя полгода Надя не только привыкла жить без Валеры, но даже научилась быть по-своему счастливой. Любимая работа вытеснила из сердца любовь к мужу и наполнила жизнь новым смыслом.
Подруг у Нади стало меньше, и это понятно, ведь почти все ее знакомые были женами Валериных друзей. Поэтому она очень удивилась неожиданному звонку Марины.
- Конечно, я тебя понимаю, - сказала она, едва поздоровавшись. - Я бы на твоем месте тоже не простила... Но он же человек, в конце концов, и заслуживает хотя бы сострадания...
Надя ничего не поняла, и Марине пришлось объяснять подробно. Оказывается, Валера перенес тяжелую операцию, лежит сейчас в онкологии, проходит курс химиотерапии. Друзья его навещают, но редко - у всех свои дела. Но главное, Валере нужна помощь и поддержка самых близких людей - членов семьи.
- Надя, ты ведь его жена...
- Бывшая, - возразила Надя. - Теперь у него новая семья.
- Нет никакой семьи. Эта девица его бросила!
Оказывается, возлюбленная ушла сразу, как только узнала о болезни. Ей нужен был здоровый и неплохо зарабатывающий Валера, а не больной и слабый, требующий ухода. «Я еще молодая и не собираюсь выносить за тобой горшки...»
Надя слушала Марину и думала о том, что в глубине души всегда была уверена - рано или поздно этим все и закончится.
Она ждала этой новости, но не ожидала, что все будет настолько трагично. Никакого злорадства в ее душе не было, только жалость и горечь об утраченном счастливом прошлом, о разбитой семье.
Она ничего не ответила Марине, но в тот же день собралась и поехала в больницу. Не успела - оказалось, что Валеру выписали днем раньше. Наде очень не хотелось видеть «любовное гнездышко» неверного мужа, но делать нечего, пришлось ехать к нему домой.
К прошлому не вернуться
- Я так рад, что ты приехала, - сказал Валера, открыв дверь. - Надеялся и ждал...
В квартире было грязно, душно и пыльно. Надя быстро навела порядок, проветрила комнату и уложила больного в свежую постель.
- Так хорошо, как раньше, - бывший супруг благодарно улыбнулся, когда Надя принялась кормить его бульоном.
С этого дня ее жизнь снова изменилась. Теперь у нее была новая цель - победить болезнь Валеры. Она покупала лекарства и витамины, заваривала сложные травяные сборы и договорилась с одним фермером, чтобы на дом привозили парное козье молоко. Она приезжала каждый день, кормила его, купала, меняла белье и просто сидела рядом, держа за руку и рассказывая об успехах дочери. Анечка тоже часто навещала отца, приносила ему книги и диски с фильмами. Иногда казалось, что прошлые времена вернулись, и все у них хорошо, как раньше.
- Мам, а ты простила папу? - спросила однажды Аня.
- Простила, наверное, - кивнула Надя.
Она и правда простила. В душе уже не было прежней острой обиды, остался только осадок - как горстка пепла.
Валера быстро шел на поправку. Он окреп, ел с аппетитом и гулял в парке у дома. Надя радовалась, глядя, какой становится похожим на себя прежнего. Но самой большой радостью стали результаты последних анализов.
- Отличные новости, - сказал им доктор, довольно потирая руки. - Поздравляю, болезнь отступила!
Всю обратную дорогу из больницы до дома Валера не шел, а почти бежал. Его переполняли эмоции, все вокруг казалось прекрасным и волнующим. Он даже попытался поднять Надю на руки, она едва успела увернуться.
Когда они вошли в квартиру, Валера схватил ее в объятия и осыпал поцелуями лицо.
- Спасибо тебе, родная! Какое счастье, что ты у меня есть...
- Подожди... - Надя высвободилась из его рук и спросила: - Что у тебя с работой?
- Все в порядке, возвращаюсь на старое место, мне уже звонили - ждут.
- Ну что ж, значит, отныне ты обойдешься без моей помощи.
Надя прошлась по комнате, собрала свои вещи в сумку и вернулась к порогу. Валера растерянно наблюдал за ее сборами.
- Прощай.
- Наденька, как же так? Мы же семья, ну, помнишь, как всегда говорили, «своих не бросаем»...
- Помню. Только ты больше не свой, Валера. Предатели своими не бывают, - жестко сказала Надя.
Мужчина отшатнулся, словно его ударили. Надя отвернулась и вышла из квартиры.
Она быстро шла по улице и на ходу прикидывала, успеет ли сегодня забежать в химчистку за костюмом или лучше сделать это завтра перед работой. После обеда в Доме детского творчества открывалась выставка детских рисунков, которую она организовала самостоятельно. Ожидались приглашенные гости-бизнесмены и представители районной администрации, и Надя очень волновалась - она надеялась выбить спонсорскую помощь на ремонт кабинетов и покупку материалов для творчества.
Неожиданно она остановилась посреди улицы, пораженная внезапной мыслью. Только что она сама, своими руками отрезала все пути назад к прошлому, сожгла за собой мосты. Боли и разочарования Надя не чувствовала. Женщина встрепенулась и зашагала быстрее - надо все же успеть в химчистку.