Существует много исследований, доказывающих эффективность применения техник и принципов ABA для обучения и воспитания детей аутистов. В этой публикации я постараюсь максимально кратко и понятно изложить основные принципы и техники aba терапии.
Программа обучения детей аутистов
Программы обучения по методике прикладного анализа поведения, чаще всего, составляются индивидуально. Программа aba терапии должна быть постепенной, простой и определенной .
Принцип постепенности важен для детей аутистов, чтобы не отбить у них желания к обучению. Простота программы важна для понимания и реалистичности выполнения для взрослого. Взрослым тоже нужно обучатся контролю за своим поведением и реакциями на поведение ребенка. Определенность нужна для точного понимания цели программы. Это поможет грамотно оценить эффективность программы.
Принципы вербального общения с детьми аутистами
Чтобы детям аутистам было проще поддерживать контакт, действия и слова взрослых должны отвечать нескольким стандартам:
- Простота. Применять односложные и двусложные слова: "кровать, а не кроваточка"
- Краткость. Короткие предложения-фразы: "сядь на стул, а не пожалуйста присядь на этот красивый стульчик"
- Последовательность, предсказуемость и постоянство. Дети аутисты любят определенность: "стул - это не стульчик, мячь - это не мячик"
Вы должны предложить ребенку варианты действий (поступков) с конкретными, понятными и постоянными последствиями. Назовем из правила поведения. Дети быстро улавливают причинно-следственную связь и начинают понимать вас. От этого у детей аутистов создается ощущение контроля над ситуацией, что делает для них общение с вами более комфортным. Отступать от правил поведения с детьми аутистами - нельзя!!! Начинать применять принципы ABA терапии следует с небольших и простых приемов. Главное чтобы ребенку стали понятны ваши слова и действия — тогда он будет с вами взаимодействовать. Легкость выполнения и хорошее подкрепление увеличивает мотивацию к обучению детей аутистов.
Источник: Аутист и Аутизм