В конце 1940 — начале 1950-х гг. Советские Военно-воздушные силы получили на вооружение самолеты конструкторского бюро МиГ: МиГ-15 и МиГ-17. Это были самолеты-долгожители, по боевым качествам, надежности, простоте эксплуатации превосходившие своих предшественников.
В марте 1948 г. начался серийный выпуск самолета МиГ-15. На нем устанавливался английский мотор НИН (советское обозначение — ВК-1). Он состоял на вооружении много лет и был основным в Советских ВВС при- мерно 15 лет. За это время было вы пущено несколько модификаций самолета: МиГ-15, МиГ-15 Ф, МиГ-15 (С), МиГ-15 (СВ), МиГ-15 (СБ), УТИ МиГ-15.
Самолет имел пушечное вооружение: одна пушка калибра 37 мм (НС-37), две пушки калибра 23 мм (НС-23). Самолет мог брать бомбовую нагрузку 50–100 кг. Следующим реактивным истребителем, выпускавшимся серийно в Советском Союзе, был МиГ-17. Его первый полет состоялся в начале 1950 г. На этом самолете летчик-испытатель И. Т. Иващенко в 1950 г. достиг на высоте 2200 метров сверхзвуковой скорости 1114 км/час (М=1,03). Летно-тактические характеристики МиГ-17 были выше по сравнению с МиГ-15: потолок — 15 600 м; дальность полета — 2150 км; продолжительность полета — 2 часа 53 мин.
На самолете устанавливался турбореактивный двигатель с осевым компрессором ВК-1А (НИН). Стрелковое вооружение было таким же, что и на МиГ-15, но бомбовая нагрузка достигала до 250 кг. Истребитель МиГ-17, как и МиГ-15, принимал участие в боевых действиях (Корея, Вьетнам). Самолет стоял на вооружении во многих странах мира. В 1948 г. был испытан фронтовой бомбардировщик С. В. Ильюшина Ил-28. Двухмоторный самолет (два двигателя ВК-1) имел стартовую массу 21 000 кг; скорость полета — 900 км/ч; дальность полета — 2400 км. Вооружение самолета состояло из четырех пушек калибра 23 мм, бомбовая нагрузка — 1000 кг. В конструкторском бюро С. В. Ильюшина был спроектирован еще один бомбардировщик, четырехмоторный Ил-22. Он поднимался в воздух, но на вооружение принят не был, серийно не строился.