Найти тему

Как сделать любое общество цивилизованнее?

776 прочитали
Часто слышу такой тезис: «Если то, что я делаю, кому-то мешает, мне об этом скажут и я прекращу».

Часто слышу такой тезис: «Если то, что я делаю, кому-то мешает, мне об этом скажут и я прекращу».

На первый взгляд это вполне разумная позиция – не будешь же думать за каждого встречного-поперечного о его удобстве, верно?

Думать-то, может, и не будешь, однако такая позиция – это вернейший способ сделать жизнь в обществе невыносимой.

Давайте разберёмся.

Кто ты, незнакомец?

Начну немного издалека. Встреча незнакомых людей в конечном итоге сводится к двум альтернативам – или ты видишь во мне человека (а я в тебе), или нет. Два незнакомца или могут вести себя аккуратно по отношению друг к другу (потому что видят человека и понимают, что человеку может быть неудобно), или так, как будто второй – бревно или столб.

Например, можно в общественном месте говорить по телефону в полголоса, а можно – в полтора. В первом случае говорящий показывает окружающим, что видит в них людей и понимает, что им может быть неудобно от его громкой речи. Во втором же случае говорящий не отличает окружающих от стульев и обоев, что, как ни странно, людям почему-то не нравится.

Принцип «если другим будет неудобно, то, что я делаю, они мне скажут, и я перестану» поддерживает вариант «я не вижу в вас человека».

Почему? Потому что если бы видел, заранее побеспокоился бы о спокойствии и комфорте окружающих.

Цивилизованность – это умение думать о других

Кто-то считает признаком цивилизованности развитое искусство, кто-то – науку, кто-то – политическую систему.

Я же позволю себе предположить, что цивилизованность измеряется отношением к незнакомцам. Если мы заранее думаем о других людях – мы цивилизованные индивиды. Если заранее не думаем – не особо-то.

Что это значит на практике? Это значит, например, не парковаться перед съездами с тротуара, чтобы не мешать родителям с колясками и велосипедистам. Не разговаривать громко по телефону в общественных местах, о чём было выше. И так далее.

Я знаю, что вы хотите мне возразить, мол, нельзя же всем уступать. Я согласен – нельзя.

Но речь-то не идёт об уступках. Речь идёт о другом – цивилизованные люди замечают других людей заранее, а не только когда эти другие начнут возмущаться неправильно припаркованной машиной или табачным дымом, летящим им в глаза (потому что они идут следом, а вы курите на ходу).

Не так давно мне попалось интересное исследование – о справедливости (источник). Исследование касалось двух видов справедливости – первого порядка и второго. Справедливость первого порядка – это оценка невыгодного для нас разделения чего-либо. Проще говоря, когда нам досталось меньше, чем мы заслужили, а другому – больше.

Справедливость второго порядка – оценка выгодного для нас неравного распределения. Когда нам досталось больше, чем мы заслужили, а другому – меньше.

Так вот, из семи обществ, изученных в исследовании, только в трёх справедливость второго порядка проявилась. Это значит, что дети в этих обществах более цивилизованы, чем в других.

И эти дети протестовали, когда им доставалось больше конфет, а их визави – меньше. Потому что считали такое неравенство – несправедливым.

И, следовательно, они не поддерживают тезис: «Если то, что я делаю, кому-то мешает, мне об этом скажут и я прекращу». Они идут строго другим путём: «Я постараюсь сделать так, чтобы то, что я делаю, никому не мешало». Потому что именно этот вариант будет справедливым.

Как стать цивилизованнее?

Перед написанием этой статьи я три часа искал исследование, в котором было показано, что люди гораздо терпимее к поведению незнакомцев, если незнакомцы предупреждают об этом поведении.

Увы, не нашёл. Однако я могу привести много примеров, которые показывают справедливость такого тезиса.

Однажды я ехал в поезде и видел такую ситуацию – женщина с младенцем вошла в соседнее купе, поздоровалась с остальными пассажирами и – внимание! – заранее извинилась за его поведение (мол, зубки режутся, спит плохо, может долго плакать). И в итоге её поездка была менее тяжёлой, чем могла бы – когда женщина выходила в своём городе, остальные пассажиры прощались и с ней и с ребёнком неожиданно тепло.

Вот другой пример. Однажды мне рассказали историю о мужчине, который перед ремонтом обошёл соседей, справился о подходящем для них времени (когда можно штробить стены, а когда нет) и так далее. В итоге люди пережили его ремонт относительно легко и впоследствии относились к нему с большим уважением.

Потому что – если вы заранее справляетесь о моих неудобствах, вы видите во мне человека, и мне это почему-то нравится.

А если вы делаете так, как удобно вам, но неудобно мне, вы не видите во мне человека – и это почему-то раздражает (даже не знаю, почему так).

Прошу обратить внимание – такое поведение выгодно не только обществу в целом. Оно выгодно и вам. Ведь оно снимает уйму напрягов. Та женщина из поезда ведь могла бы всю ночь ругаться с остальными пассажирами и покинуть поезд в паршивейшем настроении. А в итоге – дорога прошла куда лучше, чем могло бы быть. И для неё, и для остальных пассажиров.

Практический вывод прост – думайте не только о себе, но и о других людях. Это сделает и вашу жизнь, и их жизнь лучше. Я бы сказал – цивилизованнее.

Итого. Идея «если им будет неудобно – они скажут» продвигает нецивилизованность. Ведь некоторым людям тяжело постоять за себя, и они не скажут – и будут переживать, страдать (а потом, того и гляди, отомстят вам втихаря). Поэтому в цивилизованном обществе человек заботится о других и живёт по принципу «я сначала спрошу – не мешают ли мои действия». Этот принцип выгоден не только обществу (в таком обществе приятнее жить), но и самому человеку, потому что и его жизнь становится лучше.

В дополнение рекомендую:

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels