В предыдущей части обзора Panzer Corps 2 я рассказал о заметных нововведениях игры по сравнению с первой частью. Теперь делюсь впечатлениями от игрового процесса.
В целом, все происходит примерно как раньше. В начале миссии набираются, модернизируются, пополняются и расставляются в допустимом месте отряды. Потом по очереди игрок и бот (второй и последующий игроки, если речь идет о мультиплеере) совершают свой ход, перемещая войска по карте и атакуя противника с целью занять ключевые точки до того, как истечет время. При этом исчезло разделение побед на большую и малую, вместо этого игрока стимулируют быстрее заканчивать миссии более приземленным способом – престижем (напомню, это местные деньги). Некая сумма капает игроку каждый ход, и недополученный из-за более раннего завершения миссии престиж выдается помноженным на коэффициент, размер которого зависит от оставшихся в запасе ходов. В общем, золотое правило «время – деньги» работает и в этой игре.
Исчезновение градации победы повлияло и на альтернативные исторические ветки, тут вторая часть проигрывает первой, так как единственный способ на них попасть: выполнить дополнительные задачи в двух конкретных миссиях (зависит от того, в Африке воюет игрок, или на территории СССР) и заплатить большую сумму престижа. То есть с пустым кошельком высадку в Америке не устроишь (забавный момент: если пойти в историческую ветку миссий, то все неудачи в войне будут возлагаться на кого угодно, кроме самого игрока). С другой стороны, с самого начала есть выбор миссий: возглавить группировку к северу или югу от Варшавы, участвовать в захвате Дании или Норвегии, глобальный выбор между войной в Африке или вторжением в СССР, на заключительном этапе исторической ветки почти перед каждым заданием предлагают выбор между Восточным и Западным фронтом. При том, что сама кампания предполагает прохождение примерно двадцати пяти миссий, всего их порядка шестидесяти.
Цели в заданиях по-прежнему предполагают захват и удержание точек. Креативные миссии есть, например, по сопровождению эшелонов из Таллинна в Кёнигсберг, но их очень мало. Однако благодаря грамотному дизайну карт проходить задания все равно интересно. Да и бот чуточку поумнел, пусть все еще с неба звезд не хватает, но уже не такой пассивный, как в первой части. К тому же почти во всех миссиях у бота существенное численное преимущество, что не дает игроку атаковать в лоб и спустя рукава подходить к обороне. А еще миссии заставляют пересматривать состав армии, ведь далеко не везде можно победить одними тяжелыми танками. В Битвах за Сталинград и Берлин танки станут легкой добычей на улицах города, где балом правит пехота, перевал Кассерин не даст развернуться большому количеству тяжелой техники, а при обороне Туниса точки слишком далеко расположены друг от друга, чтобы удерживать их маленькой армией. К слову, в вышеупомянутом Берлине – самой последней миссии – я вообще распустил все свои танки и забил армию отрядами фольксштурма, постоянно восполняя их численность: танки в городе гибли даже от легкой пехоты, а другие вражеские подразделения подавляла артиллерия и авиация. В общем и целом, проходить Panzer Corps 2 мне было гораздо интересней, чем в первую часть.
И нам этом обзор можно было бы и закончить, если бы не серия дополнений Axis Oeprarions с более подробным охватом разных фронтов войны. На данный момент вышло шесть частей, первая из которых посвящена гражданской войне в Испании. Мало того, что тема сама по себе интересная и не заезженная (из игр могу сходу вспомнить только Hearts of Iron 4 и GZM мод для Блицкрига), так еще и разработчики ударились в эксперименты. И первый из них заключается в том, что у игрока отобрали пехоту! Можно нанимать все рода войск, кроме пехотных подразделений (на самом деле можно взять пару-тройку итальянских отрядов из приданных войск, которые не будут переходить из миссии в миссию, но погоды они сделать не смогут), вместо этого предлагая поддерживать франкистских солдат под командованием бота, которым можно давать общие приказы. Их всего три: атаковать, обороняться, удерживать точки (чем эта команда отличается от оборонительной, я точно не понял), при этом работают они через пень-колоду. Бот в атаке все равно оставляет силы для обороны точек в глубоком тылу, лезет на укрепленные позиции там, где формально и захватывать нечего, а в обороне покидает укрытия и смело идет в атаку. В общем, идея интересная, но из-за искусственного болванчика дополнению это скорее в минус, а не в плюс. Другими особенностями дополнения стал появившийся в игре сюжет (по большей части он заключается в отношениях нашего адъютанта с испанской революционеркой и будет фигурировать во всех последующих частях), героические юниты у врага (отряд с пачкой уникальных героев и повышенной численностью) и очками влияния. Почти в каждой миссии теперь есть дополнительные задания, за выполнение которых и начисляют очки влияния. Время от времени их предлагают потратить на уникальные (и весьма читерные) войска и героев. Например, испанский танк Вердеха, который в реальности существовал в количестве (если верить Википедии) от двух до четырех прототипов. Тут же это полноценный отряд из десяти-пятнадцати танков без проблем с пополнением, и в игре это какое-то супероружие, превращающее в труху республиканскую (а далее британскую, французскую и советскую) бронетехнику. Заменил Вердеху я только в кампании 42-го года, к тому времени она уже не могла на равных воевать с советскими танками, но все еще испепеляла вражескую пехоту и легкую технику.
После Испании, в кампании 39-го года, пехота вернется, и жить станет гораздо легче. Особенно с отрядом испанской Голубой Дивизии, превосходящей любую другую пехоту. И вот с этого момента у серии дополнений начинаются проблемы со сложностью. Да, цели в миссиях стали интересней: в Чехословакии нужно избегать уничтожения вражеских отрядов, есть чисто авиационные миссии, миссии по сопровождению и перехвату конвоев (на самом деле, одна такая миссия была и в Испании), тренировочные миссии, где просто дают возможность обучить новобранцев. Или вот десантная операция по оккупации Крита: пехоте приходится действовать под прикрытием авиации без толкового снабжения и под постоянным огнем корабельной артиллерии. И действительно креативных миссий не одна, и не две. Но все слишком легко. В Испании сложность добавляло то самое отсутствие пехоты, в дальнейшем еще могут возникнуть какие-то трудности, но чем дальше, тем проще становится. Армия обзаводится слишком мощными юнитами и слишком сильными героями. В базовой кампании героев на всех не хватало. Я опущу все подсчеты, по ним вышло до девяти юнитов с полной пачкой героев. А в Axis Operations к 43-у году у меня все отряды, включая резервные, имели полный набор героев (и оставались лишние), в запасе имелись десятки тысяч престижа, а отряды суперсолдат единолично за ход уничтожали по нескольку вражеских (помним про особенность танков, которую у меня от героя получила и Голубая Пехота). Бот превращается в мальчика для битья, он прет ордой пехоты и техники, но у него просто нет шансов, когда один отряд Пантер игрока уничтожает за ход пять отрядов Т-34, а Пантера в армии не одна. Да, я играл не на максимальной сложности (но на четвертой из пяти), можно включить дополнительные опции, серьезно усложняющие игроку жизнь, но это уже попытка искусственного завышения сложности. Повторюсь, играть все равно интересно, но уж слишком легко.
Остался один аспект, которому я до этого не уделял времени – историчность. Если постараться, в базовой кампании можно найти много неточностей, но желания докапываться она не вызывала. В дополнениях… все сложно. В 39-м году, когда Германия вторглась в Польшу, Франция предприняла вялую попытку наступления. Настолько вялую, что о ней вообще мало кто знает, слишком уж позорно все закончилось для французов. В Axis Operaеions этот небольшой эпизод превратился в полномасштабное наступление крупной французской армии. Так же дополнения позволяют (но тут цепочки миссий дозволено пропустить) устроить операцию Морской Лев, а так же поучаствовать в Зимней Войне вместо финнов. Кое-какие псевдоисторические миссии есть и в войне с Советским Союзом, но тоже в опциональном порядке.
Ну и техника. Про Вердеху я уже говорил, но дело ею не ограничивается. За влияние в начале 42-го года можно получить отряд Тигров, правда, без возможности нормально его пополнять, но кроме вражеской авиации ему никто особо и не угрожает (а еще у меня был герой, который пассивно восполнял единицу численности в начале каждого хода). Или вот за влияние командование передало мне штук тридцать трофейных Т-34-57. Если верить Вики, в реальности таких танков было всего четырнадцать, а с учетом того, что и бот активно применяет танки этой модели, это еще один ляп, даже если в Вике численность указана некорректно. И таких вещей много. В общем, по игре историю точно нельзя изучать.
Подведем итоги: Panzer Corps 2 сделала большой шаг вперед по сравнению с первой частью и заслуживает прохождения. С Axis Operations все сложнее, но, если понравилась основная кампания, то следует попробовать и серию дополнений. На этом все. До встречи!