Найти в Дзене
PriArT

История шедевра: Путешествие "Мальчика в голубом" Томаса Гейнсборо

Оглавление

Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом", около 1770 года, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США. Фрагмент.
Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом", около 1770 года, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США. Фрагмент.

Эта культовая картина Томаса Гейнсборо, первоначально называвшаяся "Портрет молодого джентльмена", впервые была представлена на выставке Королевской академии в 1770 году. Работы Гейнсборо покорили поклонников и получили высокую оценку за невероятную игру цвета. Он стал очень популярным, и к 1798 году картина была известна уже под другим названием "Мальчик в голубом".

Томас Гейнсборо, "Автопортрет", ок. 1758-1759, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания.
Томас Гейнсборо, "Автопортрет", ок. 1758-1759, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания.

Томас Гейнсборо

Томас Гейнсборо британский художник-пейзажист 18 века. Как и многие талантливые художники, Гейнсборо рано проявил склонность к живописи и создал свое портфолио в стиле рококо. Он разработал уникальную эстетику, которая представляла собой отход от академической традиции и стала источником вдохновения для художников романтизма. Хотя Гейнсборо был широко известен своими портретами, но пейзажи были его настоящей страстью.

Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом", около 1770 года, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США.
Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом", около 1770 года, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США.

Картина

"Мальчик в голубом" - это большая картина шириной около 120 см и высотой 180 см. Считается, что эта картина не была заказана, а была создана специально для выставки Королевской академии в 1770 году.

В центре стоит нарядно одетый мальчик с темными волнистыми волосами и темными глазами. В правой руке он держит черную шляпу, а в левой поддерживает плащ. Его щеки и губы порозовели. Его левая нога выдвинута вперед, чтобы подчеркнуть его очаровательную одежду. Портрет написан на фоне типичного грозового неба в стиле Гейнсборо, а слева над низким горизонтом виднеется слабое свечение.

Долгое время предполагалось, что на картине изображен был ее первый владелец - Джонатан Баттолл, однако это не было окончательно установлено. Также высказывались предположения, что натурщиком мог быть племянник художника - Гейнсборо Дюпон.

Энтони ван Дейк, "Портрет Чарльза Стэнли, лорда Стрейнджа, 8-го графа Дерби", ок. 1638, частная коллекция.
Энтони ван Дейк, "Портрет Чарльза Стэнли, лорда Стрейнджа, 8-го графа Дерби", ок. 1638, частная коллекция.

Синяя одежда

Эта картина представляет собой историческое исследование костюма. На картине изображен юноша в причудливых бриджах до колен и дублете с разрезом и кружевным воротником. Туника, бриджи и плащ выполнены из блестящего синего атласа, выполненного в различных цветах, включая ультрамарин, смальту, берлинскую лазурь и азурит. Под ним видна белая рубашка.

Синий цвет подчеркнут серебряной тесьмой, серебряными пуговицами и подвязками. Туфли также украшены серебряной тесьмой. Одежда вдохновлена творчеством фламандского художника 17-го века Энтони ван Дейка.

Сэр Джошуа Рейнольдс, "Автопортрет сэра Джошуа Рейнольдса", ок. 1780, Королевская академия, Лондон, Великобритания.
Сэр Джошуа Рейнольдс, "Автопортрет сэра Джошуа Рейнольдса", ок. 1780, Королевская академия, Лондон, Великобритания.

Соперничество с сэром Джошуа Рейнольдсом

Частью очарования этой картины была предполагаемая полемика вокруг мотивов Гейнсборо, побудивших его создать эту работу. Считается, что выбор цвета, возможно, был преднамеренной попыткой опровергнуть заявление, сделанное соперником Гейнсборо сэром Джошуа Райнольдсом. Будучи президентом Королевской академии, Рейнольдс публично прочитал лекцию об использовании теплых и холодных цветов в 1778г. : "На мой взгляд, необходимо обязательно отметить, что массы света на картине всегда имеют теплый, мягкий цвет, такой как желтый, красный или желтовато-белый. Синий, серый или зеленый цвета должны быть почти полностью исключены и использоваться только для поддержки или оттенения этих теплых цветов; и для этой цели будет достаточно небольшой доли холодного цвета."

После данной лекции появились две противоположные точки зрения художников. В отличие от Рейнольдса, который был дисциплинированным сторонником академических стилей, Гейнсборо оставался отстраненным от любых академических приличий. Однако маловероятно, что мотивацией Гейнсборо было противоречить рассуждениям Рейнольда, поскольку "Мальчик в голубом" появился через восемь лет после этой лекции.

"Мальчик в голубом" в фотографии при нормальном освещении, цифровой рентгенографии и инфракрасной рефлектографии, Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад, Сан-Марино, Калифорния, США.
"Мальчик в голубом" в фотографии при нормальном освещении, цифровой рентгенографии и инфракрасной рефлектографии, Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад, Сан-Марино, Калифорния, США.

Переделанный холст

Рентгеновские снимки показали, что "Мальчик в голубом" был нарисован поверх незавершенной картины пожилого мужчины. Кроме того, Гейнсборо первоначально нарисовал собаку, которую затем прикрыл кучей камней.

"Мальчик в голубом", выставленный в Национальной галерее в Лондоне в 1922 году.
"Мальчик в голубом", выставленный в Национальной галерее в Лондоне в 1922 году.

Владельцы картины

Картина находилась во владении торговца скобяными изделиями Джонатана Баттола, пока он не объявил о банкротстве в 1796 году. Картина прошла через руки политика Джона Несбитта и художника-портретиста Джона Хоппнера. В 1809 году "Мальчик в голубом" попал в коллекцию эрла Гросвенора и оставался у его потомков до 1921 года. Семья Гросвенор сыграла огромную роль в популярности картины. Они часто выставляли её на публичных мероприятиях и даже допускали посетителей в свою резиденцию в Лондоне, чтобы они могли полюбоваться на картину.

Фотография Генри Э. Хантингтона, отдел печатных изданий и фотографий Библиотеки Конгресса США.
Фотография Генри Э. Хантингтона, отдел печатных изданий и фотографий Библиотеки Конгресса США.

Покупка Генри Э. Хантингтона

Генри Эдвардс Хантингтон был американским железнодорожным магнатом и страстным коллекционером произведений искусства и редких книг. Он купил "Мальчика в голубом" более чем за 720 000 долларов, что, как полагают, эквивалентно примерно 9,3 миллионам долларов сегодня. Перед его отъездом в Калифорнию в 1922 году была проведена международная рекламная кампания, популяризировавшая картину. "Мальчик в голубом" был ненадолго выставлен в Национальной галерее в Лондоне, где его увидели около 90 000 человек.

Картина попала в поместье Хантингтон в Южной Калифорнии, чтобы пополнить впечатляющую коллекцию. В настоящее время картина выставлена в Портретной галерее Торнтона в библиотеке Хантингтона, Художественном музее и Ботаническом саду в Сан-Марино, штат Калифорния.

Картина выгружается из поезда в 1922 году. Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад, Сан-Марино, Калифорния, США.
Картина выгружается из поезда в 1922 году. Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад, Сан-Марино, Калифорния, США.