Найти тему
Максим Бурмистров

Не галопом и не по Ивропам! Пять дней на Тулу: Часть 3. Ясный перец – Ясная Поляна!

Поездка в одно из значимых мест средь Тульских окрестностей была нами запланирована заранее и в ясный день мы, ясен перец, отправились в Ясную Поляну, имение великого писателя.
Скажу честно – побывать там мне очень хотелось, поскольку до этого момента (мне стыдно и я краснею) я так и не сподобился посетить родовое гнездо Толстых.
Вообще, наши, так сказать, отношения с писателем можно назвать довольно странными, и в этом тоже хочется признаться Читателям моего канала. Все дело в том, что в школьной программе дамокловым мечом и каменной глыбой висел двухтомный роман «Война и мир», обязательный к прочтению и размусоленный на множество учебных часов, участвующий затем в диктантах, сочинениях, опросах и прочей школьной движухе. До сих пор не понимаю, каким ломанным галсом я тогда проскочил сквозь это всепоглощающее пламя и бурлящие пороги тотального учительского контроля пройденного материала, не отметившись позорными двойками, но роман я так и не осилил, застряв примерно на сто двадцатой странице. Уж простите великодушно еще раз, но бесконечные французские сноски меня выбешивали так, что я просто из последних сил пытался впихнуть в себя этот тяжкий, совершенно не интересный (на мой мальчишеский взгляд) текст! Ужас, да и только! И я просто сбегал от Толстого к Конан Дойлу, Шекли, Брэдбери, Рыбакову, Шукшину, ведь читать я очень любил, с детства!
Так что серьезная проза писателя прошла мимо меня, лишь только остались в памяти его рассказы для детей, читанные многократно мне матерью еще в нежном возрасте.
Но я отлично помню и еще одну семейную историю, произошедшую примерно в то же время, когда я терзал необъятной толщины, фолиант.
Моя бабушка почти не имела образования – четыре класса церковно-приходской школы, вот все, что она "носила" за спиной, хотя своею царственной статью и какой-то врожденной культурностью она ярко выделялась среди соседских женщин. Книг она не читала, да и книг в их доме с дедом было крайне мало. Пребывая там в свои школьные каникулы я всегда в дождливые дни мучился от этого читательского голода, забывая привезти что-нибудь из Москвы и в моем распоряжении находилось всего три книги – огромный, военного выпуска, оковалок Салтыкова-Щедрина, насквозь проеденный жучками-древоточцами, который я читал и не понимал абсолютно ничего в этой заскорузлой «царской» сатире, Аксеновский «Зазимок», да… первый том «Войны и мира», тоже какого-то древнючего издания!
Наш дом в середине восьмидесятых пошел под слом и бабушка получила квартиру, маленькую, но уютную. И вот как-то летом приезжаю я к ней, захожу на огромную лоджию и что вижу: рядом с деревянной скамеечкой-думкой, на которой она обычно сидела и вязала, лежит на полу этот самый первый том великого писателя! А бабуля, перехватив мой вспыхнувший взгляд, мне и заявляет:
- Ты бы мне, Макся, второй том отыскал, первый к концу подвигается!
Я прям так и сел, вот бабуля, вот дает - всего-то четыре класса церковно-приходской, а поди ж ты – и сноски гадские, на полстраницы по-французски насобаченные и текст тяжкий и героев кучу – все преодолела, да еще и прочла с неподдельным интересом, не то, что я, лоботряс!..
Ладно, довольно присказок, поехали в Поляну!
Я всегда искренне удивлялся тому, с каким талантом выбирали графья себе место для усадеб! Тут тебе и пруды каскадом и холмы, живописные перепады рельефа, открывающие пленительные глазу, горизонты. Сады, домики, ручьи, липовые аллеи, лес – все это присуще классической русской усадьбе и Ясная Поляна – не исключение. Конечно, многое в усадьбах – дело рук человеческих, а не Матушки Природы и здесь тоже сделано руками немало. Радостно, что сохранилось много оригинального и в постройках и в их «начинке», так как в отличие от подавляющего количества усадеб, которые постигла участь постреволюционного разорения, в Ясной Поляне сберегли практически полностью мебель, посуду и мелкие предметы интерьера, здесь полностью сохранен удивительный дух настоящей русской усадьбы рубежа 19-20-хх веков.
Встретил нас прямо у ворот… рыжий кот!

Кот у ворот – хорошая примета!
Кот у ворот – хорошая примета!

Посещали мы усадьбу писателя с экскурсией, которая, кстати, нам всем очень понравилась. Юная девушка Софья не перегружала рассказ датами и именами, но преподносила нам историю места прекрасно поставленным языком, четко и интересно.
Не липовая, а березовая аллея ведет посетителей вверх по склону, к основному усадебному дому.

Аллея к дому, а вокруг открывается панорама на сады и парк.
Аллея к дому, а вокруг открывается панорама на сады и парк.

Полянские постройки отремонтированы и усадебная территория содержится в идеальном порядке, причем слово «порядок» тут можно применить еще и в том смысле, что завели его еще тогда, при писателе и многие из тех, дореволюционных «порядков» в усадьбе щепетильно выдерживаются и пестуются. Например, во всю функционирует Толстовский огород с подземной теплицей, а главное – живет и развивается гигантский яблоневый сад, саженцы из которого, кстати, можно здесь же и приобрести, и не только саженцы яблонь, но и груш, плодовых кустарников, цветов, правда же, здорово?!

Господский дом в окружении весенней зелени.
Господский дом в окружении весенней зелени.

Приятно, что в архитектуре зданий сохранены мотивы прошлых веков, здесь есть, где черпать вдохновение творческому человеку.

В элементах отделки бережно сохранены и воспроизводятся старинные мотивы.
В элементах отделки бережно сохранены и воспроизводятся старинные мотивы.

А вот яблоневый сад еще стоял пустым, зелень не успела пробиться. Но зато отлично видна его глубина и в этой прозрачной майской глубине еще одно, заведенное исстари, усадебное дело – пчёлки!

Яблонь тут много, а среди них – ульи.
Яблонь тут много, а среди них – ульи.

Кстати, яблоневые сады в настоящее время не просто милая дань прошлому, но и источник для производства уникальных местных деликатесов. Вот, например, сок из Полянских яблок, который можно попробовать непосредственно в усадьбе. Понравились нам и пироги, особенно с вишней, также выпекаемые в усадебной пекарне.

Сок из Толстовских яблок – уникальный сувенир.
Сок из Толстовских яблок – уникальный сувенир.

Если ножки устанут ходить по просторам усадьбы, можно прокатиться на лошадке, в усадьбе действует своя, заведенная изначально, конюшня.

Замечательный вариант обзора окрестностей.
Замечательный вариант обзора окрестностей.

Лаконичны и крепки хозяйственные постройки, возведенные из традиционного русского материала – дерева.

Амбары и сараи в усадьбе тоже заслуживают внимания, так как демонстрируют собой традиции прошлого в возведении подсобных помещений.
Амбары и сараи в усадьбе тоже заслуживают внимания, так как демонстрируют собой традиции прошлого в возведении подсобных помещений.

Есть тут и погреба, например, вот этот, поросший травой:

Каменный погреб. Правда, это исключение – он не действующий.
Каменный погреб. Правда, это исключение – он не действующий.

А потом, посетив усадебные дома и будучи отпущенными на вольные гуляния нашей гидессой, мы направились прямиком на огород, где немало подивились на диковинные тропические растения и фрукты, выращиваемые в подземной теплице.

Лимоны, мандарины, тропические растения… чего тут только нет!
Лимоны, мандарины, тропические растения… чего тут только нет!

Возвращались к машине мы уже краем, вдоль каскадных прудов. Отлично провели этот погожий день, сожалений о поездке не было, сюда можно не раз вернуться, оставляя в душе какую-то приятную и в то же время щемящую недосказанность. А недосказанность в таком месте – это замечательно, не правда ли?..

Каскадные пруды – в некоторых можно купаться, но только не в мае!
Каскадные пруды – в некоторых можно купаться, но только не в мае!