Люба мать сильно любит. А та, кажется, её совсем нет.
Девчонка старается и по дому всё успеть, и с хозяйством управиться, а мать вечно всем недовольна. Как придёт со своих посиделок с соседями, так на глазах звереет - обвиняет дочь в том, что ничего сделать не может, и помощи от неё никакой! А ведь дома чисто, скотина кормлена и даже обед или ужин уже приготовлены. Сидит Люба, слушает упрёки материнские и едва сдерживает слёзы - всё никак понять не может, отчего мать с ней так. Прасковью и соседи упрекают, за что она так с дочерью? Прилежная ведь девчушка, послушная, с ребятам по ночам не шляется и рукастая. А Прасковья только отмахивается, да орёт, что не их это дело.
Люба очень жалеет, что отца с ними нет. Помнит она его смутно, помер когда она совсем малышкой была. Помнит ещё, как он её с собой на промысел брал - посадит дочку на плечи, да на рыбалку, или в лес за ягодами да грибами! Люба знает, что имя ей отец дал, и что этот дом тоже он строил. Любил он дочь крепко, а вот с матерью не ладилось у них ничего. А уж подробности Люба знала от соседей, не хотела подслушивать, да шушукались больно громко.
Говорили, что приехала Прасковья с мужем из соседней деревни. И сама Прасковья баба дурная, зато муж ей хороший попался. Дом сноровисто выстроил, всегда готов был жену на руках носить, да вот только как вечер - так скандал на всю деревню. Орёт Прасковья, мужа во всех грехах обвиняет, а мужчина, словно из себя выходил и орал в ответ, что Прасковья ему не сдалась никак вообще. Скандалили-то скандалили, а ведь не уходил, словно привязанный к жене он был, хотя и видно было, что ладу промеж ними нет. А что держало вместе - неизвестно, да и хозяйка из Прасковьи никакая была, вечно во дворе да в доме грязно и не убрано, а мужчина голодный ходит, всё соседям помогает, да тем и кормится.
Любушка народилась, и словно духом воспрял мужик! И Прасковья присмирела, начала хозяйством заниматься. Вот только лад этот оказался совсем ненадолго. Исполнилось Любе три годика, как Прасковья вновь начала мужа поедом есть, и не выдержал он уже. не смог удержаться даже ради дочери. Пить начал, да быстро угорел от пьянки своей. Прасковья словно ошалела от такого исхода. совсем она не ожидала, что таким способом мужчина от неё сбежит! И всю свою ненависть на дочь перенесла. Соображать Люба начала ранёхонько, хорошенькая девчушка была. А мать её шпыняет вечно, всё ей не так, и всё ей не эдак. После смерти мужа озлобилась совсем, подружек себе в деревне нашла, у них и пропадала, а ребёнок... Считала Прасковья, что Люба уже достаточно взрослая, чтобы сама по себе справляться со всем.
Благо, что соседи хоть были нормальные, подкармливали ребёнка.
Растёт Люба, как трава в поле. От матери только сплошь упрёки и как бы Люба не старалась, так и не смягчается отношение родительницы к ней. Да ещё и подружки Прасковью поддерживают, да поддакивают. Все старше неё, дети давно выросли да разлетелись, вот и норовят молодую научить, как с дитём себя вести. Совсем совести у них нет! Да и пропили давно уже видать её, совесть эту.
Поначалу Любе жуть как обидно было, а потом поняла она, что мать на любовь наверное неспособна. И махнула рукой, не стала выслуживаться и пробовать чужую любовь заслужить. Хотя и очень обидно Любе за такое отношение, видит она, что мать словно изнутри что-то раздирает. И вроде как мелькнёт у Прасковье в глазах нечто нежное, а на лице сам собой недоброе выражение рисуется.
А как исполнилось Любе шестнадцать годочков, мать и вовсе за порог её вышвырнула. Сказала - выросла дочь, вот и пусть ищет свой угол, а отец не для неё этот дом строил, а для Прасковьи!
Люба тогда на мать крепко обиделась, плюнула ей под ноги и сказала, что ноги её здесь больше не будет. Собрала вещи, что мать ей вслед вышвырнула да пошла куда глаза глядят. На день её соседка приютила, а на следующий поехала Люба в соседнюю деревню, откуда мать с отцом родом были. Деревня далеко была, да повезло, что скорняк их туда собирался, вот девушку и прихватил.
Пока ехали, переживала девушка, как её примут. Уверена отчего-то была, что наверняка там родня осталась, по отцу или по матери, авось и примут внучку.
И ведь не прогадала нисколько! Оказалось, что живёт в той деревне мать отца. Благообразная бабушка с крепким, пусть и небольшим хозяйством. Внучку сразу признала и приняла как родную, обласкала как только могла. Люба к ласке не привыкшая, шокирована таким отношением была, и со слезами бабушке поведала всю свою историю.
Бабушка долго губы поджимала, да головой качала, а после и рассказала, отчего так незавидно жизнь девушки сложилась.
Рассказала, что в деревне их издавна две семьи жило, и обе с даром кое-какие вещи делать. Передавался этот дар от матери дочери, и никто никогда от него не отказывался. Обе семьи помогали своим односельчанам как могли, да вот только в семье Прасковьи еще с три поколения назад что-то не так пошло. Начали бабы характером очень злым рождаться, от дара отказываться. А дар ведь никуда не денешь, вот и оборачивался он против женщины, злобным зверем грыз их изнутри, да толкал на совершение всяких гадостей.
Отец Любы за другой девушкой ухаживал, даже сватов уже заслал, должна была быть свадьба. А Прасковье в голову взбрело, что он ей должен принадлежать.
И видать приворожила, да так сильно ,что отец за ней хвостиком ходил, света белого не видел. Прасковья быстро поняла, что если не увезёт мужа, то сумеет плохое колдовство его мать разрушить, вот и воспользовалась моментом. Увезла далеко, только лишь бы добрые руки до него не дотянулись и не спасли от дурной женщины.
А бабушка сына попросту спасти не успела. Ведь из деревни выехать не могла - дар крепко к ней привязывал. На пяток километров отойдёшь, так и дурно становится! И понимала бабушка, что сыну недолго под злой ворожбой ходить, не Прасковья, так что другое его сожрёт, и права оказалась. И знает Прасковья, что у самой Любушки этот дар есть, и коль внучка хочет, то обучит её всему, что сама знает.
Но радости от того, что есть теперь рядом родной человек, который любит искренне у обеих была, конечно же.
Люба же отказываться не стала, тем более коль такое на роду написано. Родителей матери давно уже не было, и оставалась бабушка единственной в деревне их помощницей.
Так и стали они вдвоём жить. Люба науку быстро приняла, через годик и замуж вышла за неплохого парня из их деревни. Но продолжали молодые с бабушкой жить - помощь по хозяйству ей уже нужна была. Но жили хорошо, да дружно.
Про мать Люба потом уже узнала.
Что после того Люба уехала, женщина совсем во все тяжкие пустилась. И пила, и дом совсем забросила, скандалила с соседями постоянно, никого не слушала. А потом пожар был, сгорел и до и пристройки все, вот только к соседям огонь не перекинулся, даже забор цел остался.
Прасковью схоронили, а пепелище убрали.
Пожалела мать Люба, может если бы дар приняла, то и жизнь у неё совсем до другому сложилась? Но кто уж теперь знает...
КОНЕЦ
#рассказ #проза #мистика #сверхъестественное
Огромное спасибо за комментарии, подписку и лайки!