Обучение родителей = психологическая помощь = успех вмешательств
Материал нашего специалиста, Натальи Топурия
Сложно ли быть родителем?
О да! В современном мире, когда ценность ребенка достигла невиданных доселе размеров (дети рождаются позже, их рождается меньше), справляться с родительской ролью совсем непросто. А если к обычным заботам добавляются еще и проблемы со здоровьем или нетипичное развитие малыша, то степень нагрузки на семью возрастает многократно.
Как помочь родителям справится со сложностями особого материнства и отцовства?
Самыми успешными, на сегодня, признаны тренинговые и коучинговые вмешательства для родителей особых детей. Лучше всего помогают преодолеть трудности те из них, которые ориентированы на семью, поощряют участие родителей, помогают изменить неэффективные паттерны мышления и способствуют поддержанию/повышению их самооценки.
Эти вмешательства (например такие, как Focused Playtime Intervention (FPI) решают широкий круг вопросов, и не ограничиваются психологической поддержкой родителей. Они учат:
— внимательно наблюдать за поведением ребенка;
— размышлять над мыслями, мотивами и чувствами ребенка;
— учитывать связь между внутренними переживаниями ребенка и наблюдаемым поведением;
— бороться со сложным взаимодействием между опытом и поведением ребенка, контекстуальными факторами, стратегиями воспитания, а также родительскими целями и эмоциями.
В Калифорнийском университете было проведено очень интересное исследование, в котором изучалось действие 12-ти недельного вмешательства Focused Playtime Intervention (FPI), которое нацелено на обучение и тренинг отзывчивого родительского поведения и общения с детьми. В нем приняли участие семьдесят детей с аутизмом в возрасте от 2 до 6 лет и их родители.
На начальном этапе вмешательства их распределили на три группы:
1. Родители, которые показывали позитивную самооценку и высокую способность к саморефлексии,
2. Родители, у которых самооценку и саморефлексию определили, как только формирующиеся,
3. Родители контрольной группы
На втором этапе осуществлялась непосредственно сама интервенция.
На третьем этапе исследователи фиксировали лонгитюдные изменения в самооценке и способности к саморефлексии у родителей сразу по окончании программы вмешательства и примерно через год.
Результаты выявили значительный терапевтический эффект вмешательства. Родители, чья способность к рефлексии и самооценка были классифицированы как зарождающиеся показали более высокие темпы личностных изменений, чем родители из контрольной группы.
Это исследование, показало, что обучение родителей, ориентированное на изменение родительского поведения при игровом взаимодействии с ребенком, эффективно повышает их самооценку и способность к саморефлексии. В свою очередь, это позволяет родителям гибко адаптировать и успешно реализовывать стратегии реабилитации и помощи детям, а также способствует их психологическому благополучию и устойчивости.
#АВАцентр #АВАцентрсочи #АутизмСочи #АВАкурсы #АВАобучение #МояПланета