Они могут перевозить до 2 тыс. автомобилей, плыть сквозь свирепые штормы и перевозить нефтяные платформы. Представляю вам подборку из семи самых примечательных экземпляров, которые изменят ваше представление о кораблях.
«City of St. Petersburg»
12-палубный теплоход «City of St. Petersburg» («Город Санкт-Петербург») относится к типу ролкеров - это судно для перевозки грузов на колёсной базе (автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны) и пассажиров. Он был построен на японской верфи в г. Симоносеки в конце 2010 года и введён в эксплуатацию в 2011-м. Основное назначение ролкера – перевозка автомобилей из Японии в порты Северной Европы. Несмотря на «родное» название, судно никакого отношения к России не имеет: его заказчиком и фактическим владельцем является японская корпорация Ниссан Мотор, компанией-оператором – голландская Евро мэрин Кэррие Би Ви, а портом приписки – Панама.
Необычная форма корпуса судна вызвана желанием уменьшить сопротивление воздуха и тем самым сократить расход топлива и, соответственно, выбросы углекислого газа в атмосферу. Экономия топлива зависит от силы и направления ветра в океане; по расчётам, она должна составлять примерно 800 т в год. Судовладельцы утверждают, что идея оправдалась: при штормовом встречном ветре в Северном море сопротивление движению у «City of St. Petersburg» по сравнению с теплоходами традиционной архитектуры уменьшилось примерно вдвое. Судно за один рейс может перевозить 2000 автомобилей. Его длина – 140 м, ширина – 22,4 м, осадка – 6,5 м.
Полностью автоматический паром Ролс-ройс
Производитель движительных систем Ролс-ройс и финская государственная судоходная компания Finferries 3 декабря 2018 года продемонстрировали возможности первого в мире полностью автономного парома при плавании без участия экипажа на архипелаге к югу от города Турку, Финляндия.
Паром Falco оборудован датчиками, с помощью которых выстаивается детальное изображение окружающей обстановки в реальном времени с уровнем детализации, превышающим человеческие возможности. Картина ситуационной осведомленности создается путем слияния данных с датчиков и передается в центр дистанционного управления Finferries на суше, расположенный примерно в 50 км от центра города Турку. В центре капитан контролирует все автономные операции и при необходимости может взять на себя дистанционное управление судном. В ходе испытаний была опробована система автономной швартовки судна, разработанная Ролс-ройс. Она позволяет автоматически изменять курс и скорость при приближении к причалу и выполнять автоматическую швартовку без вмешательства человека.
Blue Marlin
Blue Marlin представляет собой корабль с огромной площадью на палубе для перевозки крупногабаритных грузов, в том числе и других кораблей. Особенностью этого корабля является способ загрузки плавучих грузов.
Если нужно загрузить корабль на палубу или плавучую боровую платформу, то Blue Marlin погружается в воду так, что палуба, на которой будет находиться груз, находится ниже ватерлинии, далее этот корабль – док в полузатопленном положении подводится под габаритный плавучий груз и начинает всплытие. В конечном итоге плавучий груз оказывается на палубе этого плавучего дока и может транспортироваться в любую точку по воде. Корме того корабль – док оборудован 60 каютами для экипажа и лиц, которые сопровождают груз, тренажерным залом, сауной и бассейном.
Ramform Hyperion
Судно было спущено на воду в марте 2017 года. Широкая корма судна образует чрезвычайно устойчивую и безопасную платформу, на которой расположено оборудование. Ramform Hyperion буксирует за собой несколько сотен тысяч электронных сенсоров, покрывающих площадь более 12 кв. км. Буксировка осуществляется на определенной скорости. Во время проведения исследовательских работ другим судам рекомендовано держаться на дистанции не менее 10 морских миль (18 км) от платформы. Тишина необходима, чтобы не создавалось помех записи измерений и прочих гидроакустических и электронных систем.
Во время движения судно не совершает резких рывков, а благодаря дизайну его корпуса качка сведена к минимуму, что также влияет на точность получаемых данных. Датчики выпускаются в воду с огромных лебедок в определенной последовательности, т.к. в море они должны находиться на определенном расстоянии друг от друга. На них расположены тысячи микрофонов. Полученные звуковые колебания обрабатываются на специальном оборудовании и отображаются на мониторах в трехмерном изображении.
Такой метод морской разведки позволяет определить наличие полезных ископаемых в нефтяном или газовом месторождении. Главные характеристики судна: длина — 104,2 м, ширина — 70 м, крейсерская скорость — 16 узлов. Экипаж — до 80 человек, 60 одноместных и 10 двухместных кают. Ходит под флагом Багамских островов.
Seawise Giant
Танкер, получивший наибольшую известность под именем Seawise Giant, являлся самым большим кораблем из когда-либо построенных человечеством. Заказ на постройку самого большого танкера в мире японские судоверфи получили в 1974 году. И спустя пять лет, в 1979, на воду был спущен гигантский корабль, поражающий своими размерами. Размеры самого большого в мире корабля приняли следующие значения: длина - 458,45 метров, ширина - 68,86 метров, масса перевозимого груза - 564763 тонн, вес самого судна - 81879 тонн.
Как оказалось позднее, именно эти цифры стали не только плюсом, но и минусом этого гиганта. При полной загрузке, танкер погружался под воду на 29,8 метра (примерно высота девятиэтажного дома). Не удивительно, что при такой осадке танкер не мог курсировать ни Суэцким, ни Панамским каналами. В 1981 году танкер начал отрабатывать вложенные в него деньги. Его маршрут пролегал от нефтеносных месторождений Ближнего Востока к США и обратно. 14 мая 1988 года иракский истребитель атаковал Seawise Giant. Танкер получил значительные повреждения и вышел из строя. Его отремонтировали и стали использовать как плавучее нефтехранилище. В 2009 году танкер отправился в свое последнее плавание в Индию. Местом его назначения было всемирно известное кладбище кораблей Аланг. Там, в течение нескольких месяцев танкер разрезали на части и отправили на переплавку.
Rp flip
Американскому подразделению военно-морских исследований принадлежит довольно странное океанографическое оборудование, в частности, плавающая платформа Flip, созданная в лаборатории морских исследований и океанографии Калифорнийского университета. Флип — это не совсем судно, хотя исследователи живут и работают на нем в течение довольно длительных периодов исследований в открытом океане. Фактически, это огромный специализированный бакен, а самое необычное в нем то, что он действительно переворачивается (Flip — дословно переводится, как «переворачиваться»)…
В длину Флип составляет 108 метров, с маленькими узкими отсеками практически по всей длине и большим полым отделением в конце. Когда эти длинные резервуары просто заполнены воздухом, Флип находится в горизонтальном положении, но когда они заполнены морской водой, он подобно поплавку выравнивается над морской поверхностью, что обеспечивает ему очень большую устойчивость во время сильных штормов. Когда воду спускают, судно вновь возвращается в горизонтальное положение и может быть транспортировано к новому расположению.
Внутри все так устроено, что при перевороте все подстраивается под новую позицию. В каютах находится по две двери, что позволяет легко переместиться в новое положение. Туалеты и некоторые элементы на кухне здесь продублированы дважды. Весь процесс переворота занимает 28 минут, что довольно быстро для такого гиганта. Флип был разработан, чтобы изучать высоту волн, акустические сигналы, температуру воды и её плотность. Для того чтобы не создавать помех акустическим инструментам, у судна нет двигателей, и его постоянно нужно буксировать на место исследований, где оно будет поставлено на якорь. В вертикальном положении судно становиться чрезвычайно устойчивым и тихим.
Le Plongeur
Le Plongeur – это экспериментальная французская подводная лодка, а также самая большая подводная лодка 19 века и первая в мире субмарина с механическим приводом винта. Основным вооружением лодки была дистанционно управляемая мина, закреплённая на конце 10-метрового шеста на носовой части. После вывода из основного состава французского флота подводная лодка была переоборудована в водовоз. «Le Plongeur» была проектирована капитаном С.Буржуа и кораблестроителем Ш.БрюнОм . Она строилась в военно-морском арсенале в г. РошфОр. Размеры подлодки: длина 42,5 м; ширина 6,0 м; высота корпуса с рубкой 4,35 м.
При погружении «Le Plongeur» набирал 30 тонн воды. Глубина погружения субмарины была менее 10 м. Конструктивно, «Le Plongeur» был вынужден держаться у поверхности, чтобы избежать повышенного давления внутри корпуса, вызывавшего проблемы жизнеобеспечения у членов экипажа и снижавшего эффективность работы двигателя. Глубина погружения регулировалась при помощи гидростатического поршня и двух горизонтальных рулей в корме судна. Продольное равновесие корректировалось системой труб и поршней, перемещавших воду из одного конца лодки в другой. Эта система работала очень медленно и нос субмарины либо сильно опускался, либо задирался. Позже, в конструкцию лодки добавили гребной винт на вертикальной оси, но и при этом из-за малой скорости субмарины и большой её массы уравновесить «Le Plongeur» не удавалось, в результате чего, корабль держать курс на заданной глубине не мог.
Какое судно вам больше всего понравилось? А мы будем прощаться, с вами был Профессор Гуглов, до завтра! Особая благодарность за донаты!