Найти тему
"Хомо люденс"

Одна из лучших арий «Аве, Мария» – в рок-опере «"Юнона" и "Авось"»

Есть целый ряд чудесных арий «Аве, Мария», от музыкальной молитвы композитора эпохи Возрождения Жоскена Депре до более известных в наше время арий композиторов Нового времени Шарля Гуно, Иоганна Баха, Франца Шуберта и многих других.

И одна из самых трепетных молитв Божьей Матери написана уже в современное нам время Алексеем Рыбниковым. Речь – о его рок-опере «"Юнона" и "Авось"» на стихи Андрея Вознесенского.

Когда я услышала эту арию впервые (причем это была не самая известная, нашумевшая постановка Марка Захарова в «Ленкоме», а спектакль Санкт-Петербургского театра «Рок-опера»), для меня это был просто переворот сознания.

Помнится, чтобы сходить на «"Юнону" и "Авось"», в которой звучит эта ария, мы с подругой специально дважды сбегали с лекций в университете.
Причем второй раз подруга столкнулась в дверях с преподавателем, с лекций которого она тогда как раз сбегала. Они учтиво поздоровались и разошлись в разных направлениях… :)

Итак, сначала идет молитва Богородице. По силе, напряжению это просто бесподобная ария. Поет граф Резанов, включается хор, а потом соло переходит к девочке.

Просьба девочки звучит нежно, моляще, потом всё более отчаянно, с душевным надрывом, громко, словно бы просящая впадает в молитвенный экстаз / транс. И ведь это на самом деле исполняет ребенок!

Кадр и цитата из оперы «"Юнона" и "Авось"»
Кадр и цитата из оперы «"Юнона" и "Авось"»

И в ответ звучит она – ария Божьей Матери. Квинтэссенция всей оперы Рыбникова. Да во многом и лучшее из всего написанного им (а этот композитор потрудился ой как немало и для театра, и (особенно) для кинематографа).

Сразу скажу: спеть такое под силу, ну, очень мало кому. Для этого нужен голос, буквально переходящий в ультразвук. Не факт, что справилась бы даже дива Плавалагуна из фантастического фильма «Пятый элемент». :)

Исполнительница арии Божьей Матери в постановке питерского театра была первой певицей, которой мне очень захотелось подарить цветы…

Кадр и цитата из оперы «"Юнона" и "Авось"»
Кадр и цитата из оперы «"Юнона" и "Авось"»

Вообще у Вознесенского в опере «"Юнона" и "Авось"» представлена довольно смелая трактовка религиозных чувств.

Взять хоть тот факт, что главный герой в Божьей Матери видит «не Вседержительницу Деву, а Женщину с вишневыми глазами. Хотелось защитить Ее, спасти... Знал многих женщин. Схоронил жену. Но всюду чуял тайный взгляд вишневый».

Кстати, вишневый назван тут не просто так:
с одной стороны, он часто встречается именно на иконах Девы Марии, его считают цветом Покрова Богородицы;
с другой стороны, это мистический цвет.

Она ведет героя по бушующему морю жизни… А когда Резанов засыпает навсегда под сибирскими снегами, он просит у Нее прощения: «Я – твой погибший замысел, прости».

И в ответ вновь звучит ария Богоматери – теперь уже более отдаленно, более грустно, но и, кажется, еще более глубоко…

Возможно, все мы – чьи-то замыслы. И всех нас поддерживают. Если верить этому, то даже самому одинокому человеку станет не одиноко.

П. с. В развитие темы читайте мой пост «2 сталкера по артефактам советской музыки кино и театра: Алексей Рыбников и Эдуард Артемьев» и плюс статьи из Дзен-подборок «Молитвы» и еще «Герои Библии».

#музыка #психология #культура #религия #христианство #православие #мотивация #интересные факты