Найти тему

Литературный календарь

19 августа 1937 года родился Александр Валентинович Вампилов - драматург, автор всего 4 полноценных пьес и нескольких одноактных, которому удалось при этом определить будущее русского театра. Следующее за ним поколение драматургов получило в литературоведении наименование “поствампиловское”, что уже о многом говорит.

По аналогии с принятым в зарубежной литературе термином, героев Вампилова называют “потерянным поколением” - люди 60-х годов в ситуации моральной зыбкости и распада ценностей. Сразу хочу сделать оговорку, что творчество Вампилова полностью аполитично, поэтому всё сказанное относится исключительно к сфере психологии.

Три из четырёх пьес по жанру трагикомедии, только в последней, не опубликованной при жизни, он переходит к чистой трагедии. Герои Вампилова оказываются в пороговых ситуациях, на распутье, при этом финалы пьес тоже открытые - их трактовка остаётся за зрителем/читателем.

В жизни персонажей нет определённости и цели, таких называют “герои романного типа” - незавершённый характер. Это всё в большей степени относится к главным героям, тогда как второстепенные воплощают разные варианты выбора жизненного пути или стороны его личности.

Другой стабильный элемент пьес Вампилова - всеобщая игра. Практически все здесь притворяются, играют роль выбранной маски, любят розыгрыши. В пьесах “Старший сын” и “Утиная охота” этот приём и вовсе лежит в основе сюжета.

Так как у нас в основном “трагикомедии”, то на первый план часто выходит комически-абсурдная стихия, игра с текстами городского шуточного фольклора. Кроме этого, Вампилов часто прибегает к мелодраматическим приёмам, но и здесь большую роль играет пародия и их обыгрывание.

Если мы говорим о посмотреть, то пьесы Вампилова сейчас ставятся довольно широко, так что найти их в репертуарах театров не должно быть проблемой. Почитать я смело могу советовать любую из четырёх, но самая известная, на мой взгляд, - “Утиная охота”. Лично для меня, она же и самая сильная. Возможно, такое впечатление сложилось за счёт удачной экранизации “Отпуск в сентябре” (название другое, сюжет тот же).

“Утиная охота” - вариация на тему героя нашего времени, которого, как мы помним, Лермонтов составил из “пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Зилов - человек, потерявший себя. Мотив “живого трупа”, как результат жестокого розыгрыша, преследует его с первой сцены. Эпизод за эпизодом перед нами рушится круг традиционных ценностей: дом, любовь, труд, дружба, отношения с родителями. В жизни потерявшегося героя остаётся только призрачный символ идеала - утиная охота. Очень советую почитать/посмотреть, производит сильное впечатление.

К сожалению, Вампилов трагически погиб в возрасте всего 35 лет, что для современного писателя только начало карьеры. Но, как я уже упомянула, его влияние на театр было исключительным.

Вспомните об этом в следующий раз, когда увидите очередную рекламу “культурного события месяца” - встречи с “известной писательницей”, “автором более восьмидесяти романов”. Основано на реальных событиях.