Продолжаем задавать юристам вопросы, которые поступают от барберов. Сегодня речь пойдет о порче имущества клиентами. Бывают случаи, когда гость барбершопа что-то разбил, уронил или сломал. Вопросов нет, если все это видели либо он не отрицает вину и готов возместить ущерб. Но есть категория посетителей, которые не признаются в содеянном или делают вид, что ничего не произошло.
Разумеется, портить отношения с клиентами никому не хочется. Но как быть, если ущерб существенный? Отвечает юрист компании «Право для дела» Юлия Тунгусова.
Барбершоп – общественное место с большой проходимостью людей. Это значит, что всегда существует риск поломок: порчи мебели, инструментов, оборудования.
В целом за порчу имущества предусмотрено три вида ответственности.
1. Административная ответственность, если ущерб незначительный (статья 7.17 КоАП РФ). Наказание – штраф от 300 до 500 рублей.
2. Уголовная ответственность, если ущерб значительный. Размер ущерба определяют исходя из материального положения потерпевшего, но он не может быть менее 5 000 рублей (статья 167 УК РФ). Эта статья предусматривает разные виды наказания – от штрафа до лишения свободы.
Важно! Для наступления административной или уголовной ответственности обязателен умысел нарушителя.
3. Гражданско-правовая ответственность (статья 1064 ГК РФ). Наступает даже в случае привлечения нарушителя к другим видам ответственности – административной или уголовной. Деньги за порчу имущества в таком случае взыскивают в судебном порядке. Для обоснования вашей позиции в суде нужны будут доказательства, поэтому хорошо, если на рабочем месте установлены камеры.
В соответствии с нормой, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Тут могут быть разные ситуации.
Например, на полу было множество проводов от электрических приборов. В целом это не соответствовало технике безопасности, клиент запнулся и что-то уронил. Тогда вины клиента нет.
Другой пример. Барбер отвернулся, клиент, заскучав, решил посмотреть что-нибудь интересное на его рабочем месте и что-то испортил. Здесь вина клиента очевидна.
Повторимся, что в каждой такой ситуации наличие или отсутствие вины всё же придется доказывать в суде. Конечно, судебные тяжбы – это долгий и сложный процесс. Судебное представительство, госпошлины и прочее стоят дороже сломанных ножниц. Вместе с тем, если ущерб значительный, стоит использовать все возможные способы защиты своих прав.
Если у вас есть интересные кейсы на эту тему, напишите их в комментариях. Мы с удовольствием разберем интересные ситуации.