Редкие - не в смысле забытые, неизвестные или мало исполняемые. Редкие - для репертуара большого оркестра, большой сцены. Чаще всего эти произведения звучат только в залах и классах музыкальных школ, на академических концертах и зачётах.
Но абсолютно все скрипачи в мире, бывшие и настоящие, знают композиторов: Ридинг, Зейтц, Берио, Яньшинов... Все, кто учился в музыкальной школе игре на скрипке, помнят ля-минорные концерты Вивальди, а кто-то даже Концерт советского композитора Дмитрия Кабалевского...
Я работаю в Kunming International Philharmonic, и в нашем концертном плане появился новый вид работы, а у начинающих музыкантов - возможность сыграть с оркестром.
Солисты - это ученики пока одной музыкальной школы ("при оркестре") и одного учителя - концертмейстера оркестра. Марина Кучма - первая скрипка Kunming International Philharmonic, профессионал своего дела, опытный и чуткий педагог. Её педагогические достижения на китайской земле впечатляют! Ведь это далеко не одно и то же: преподавать "у себя на родине" и на чужбине, тем более, в КИТАЕ!
Но, как говорится, "слухами земля полнится". И уже со всего Китая звонят, хотят, просят, предлагают, мечтают, надеются...
Правда, эта хорошая идея сегодня омрачается политикой "нулевой терпимости". В Куньмине увеличивается количество заболевших известной заразой, поэтому будущее становится туманным. Но, как говорится, "поживём - увидим"...
А пока я смотрю на этих юных скрипачей, от 6 до 12 лет, и думаю:
- осознают ли эти прекрасные детишки и их родители "во что вляпались"?
- хватит ли им сил справиться со всеми проблемами, которых будет много?
- хватит ли упорства в ежедневных занятиях?
- хватит ли у родителей денег, чтобы вырастить музыканта?
- почему они выбрали "музыку"?
Ведь в Китае, так же как и везде, мнение общества однозначное:
"Ты - музыкант (певец, танцор)?!! Ээээ, значит плохо учился! Иначе был бы физиком"...
В Китае практически нет государственных музыкальных школ, только специализированные интернаты при консерваториях Пекина и Шанхая. Понятное дело, что в них - и уровень, и конкуренция, и требования. Все остальные детишки занимаются в частных школах, творческих центрах, по уровню и организации занятий напоминающие кружки: без экзаменов, зачётов, чёткой программы обучения, без обязательных предметов, вроде сольфеджио и теории музыки. А также без квалифицированных педагогов, как ни странно.
В этих частных школах занятия влетают родителям в хорошую копеечку: за час урока они платят школе 70-80 долларов (в переводе). Если ребёнок, родители очень серьёзно замотивированы, готовы "на всё", то платят и больше, и на урок приходят не раз в неделю, а просят дополнительные занятия, даже ежедневные и на каникулах...
Зачем такие жертвы?
Главная черта китайского характера - практичность, это всем известно. А как тогда рассчитать пользу от искусства? Да никак! Субъективные чувства и эмоции - не показатель для китайцев-материалистов.
Другое дело, если кто-то выиграл международный конкурс и принёс славу Родине. Вот тогда его творчество будет иметь некую ценность и значение.
В Китае отдают приоритет героям. Тем, кто в космос летает, корабли строит, детей учит, людей лечит.
Социалистические ценности с детства формируют для каждого главный вопрос:
сколько пользы ты, часть общества, принёс семье, народу и Родине?
Традиции конфуцианства определяют образ идеального китайца:
это - серьёзный человек, сдержан в эмоциях, думает о судьбе Родины и своего народа.
То же конфуцианство предполагает иерархическое общество.
Со времён Династии Цин (1644-1911), до времени образования Китайской Республики, существовала чёткая иерархия граждан по роду занятий. Художники, например, приравнивались к ремесленникам, имели самый низкий социальный статус и вместе с торговцами не входили в гражданский перечень.
А певцы, актёры, музыканты не попали даже на низшую ступень этой иерархии, так как их всегда сравнивали с падшими женщинами, мол, у тех нет настоящих чувств, и у этих тоже нет.
В Китае долгое время не считали музыкантов, танцоров, певцов интеллигентами и людьми, достойными уважения. Скорее, наоборот - недоучками, клоунами, неудачниками.
Любой успешный, зажиточный китаец до недавнего времени был убеждён, что рутина, однообразная работа приносит доход, а творчество - нет.
Но времена меняются, это - факт!
Сегодня к нам приходят юные скрипачи, уверенно шпарят сложные произведения, выдерживают длинные репетиции, безропотно слушают замечания, потом побеждают на международных конкурсах.
А родители трепетно относятся ко всему процессу. Это видно по...скрипичным футлярам и струнам. Дешёвых нет!)))
Похоже, что в Китае дискриминация творческих профессий уходит в прошлое?
Ведь в жизни всё может быть...
Подписывайтесь на канал
#оркестр
#музыканты
#китай
#культура
#искусство