Найти тему
Читает Шафферт

Повесть для школьников об археологических находках под Владимиром

Перед поездкой во Владимир и Суздаль я читала и перечитывала самые разные книги об этих местах. Начала я, конечно, с путеводителей, краеведения и публицистики, но затем не могла не обратиться к художественным произведениям, местом действия которых авторы выбрали эти места. Об одной детской исторической повести о городе Владимире я уже писала вот здесь:

Сегодня хочу остановиться еще на одном произведении для школьников, призванном познакомить читателя с этим регионом и его особенностями. Это повесть Людмилы Фоминцевой "Сунгирская лошадка", изданная Верхне-Волжским книжным издательством в 1980 году.

Обложка книги
Обложка книги

Из названия книги понятно, что посвящена она одной из самых знаменитых археологических находок Владимира, верхнепалеолитической стоянке древнего человека, расположенной на берегу ручья Сунгирь (по имени ручья она также называется "Сунгирь"). В этом месте нашли несколько погребений и множество предметов быта древнего человека, которые в своё время значительно изменили научные представления о культуре и антропологии верхнего палеолита.

В предисловии к книге автор пишет, что 2 августа 1956 года к знаменитым памятникам древней русской культуры на владимирской земле (храм Покрова на Нерли, фрески Андрея Рублева, Дмитриевский собор и другие) присоединился еще один - стоянка Сунгирь.

Сунгирь - местное название ручья и оврага, по которому этот ручей протекает. Пожалуй, это имя и осталось бы известным лишь жителям близлежащей деревни, если бы не события, которые там развернулись. Ученые определили возраст стоянки в 25 тысяч 500 лет. После многолетних раскопок на Сунгире были обнаружены следы людей высокой культуры. Открытие и исследование стоянки были совершены доктором исторических наук, профессором О. Н. Бадером.

Свой рассказ автор облекает в форму повести, главный герой которой - пятиклассник Алёша. Он вместе с папой отправляется на раскопки (в то время как мама с сестрой едут в дом отдыха на юг), в Сунгирь, и при участии этого мальчика происходят главные события экспедиции: обнаружение погребений, знаменитой "сунгирской лошадки" и многое другое. Время действия охватывает одно лето, за это лето мальчик узнает много нового и, конечно же, решает стать археологом. Затем автор коротко показывает, что все эти события не прошли зря: мальчик разворачивает просветительскую кампанию в своей школе, они с папой продолжают общаться с археологом и ездят к нему в гости, а еще мальчик успешно дразнит и доводит до слез сестру, ведь она была в таком неинтересном путешествии, в то время как он, такой молодец, в интересном. Или, как сейчас говорят, успешно и последовательно обесценивает ее опыт на фоне своего. (Тут уже хочется иронично сказать "Ай да Алёша, ай да молодец!", но лучше сделать это позже.)

Профессор не мог усидеть на месте, еще и еще раз обходя раскоп. Итак, найдено погребение, которому не меньше, он уверен, тридцати тысяч лет! И где найдено? Далеко на севере Европы, где многие ученые даже не предполагали следов человека. Так-так, уважаемые коллеги, придется вам принять неопровержимый факт: на самом краю ледника, среди мрака и холода, смело селился древний человек. Он охотился, умел защищать себя от холода шкурами, строил жилища. Он украшал свою одежду бусами и вырезал из кости необыкновенные фигурки... Это был человек, который приспособился к суровым условиям и выжил, и не просто выжил, а создал ценности палеолитической культуры - костяную фигурку лошади, несколько тысяч бус, браслеты... одежду, оружие.

Расскажу последовательно, что мне понравилось в этой книге, а что нет.

Та самая сунгирская лошадка, которая показывает нам, что даже 25,5 тысяч лет назад у древних людей было искусство и довольно сложная культура.
Та самая сунгирская лошадка, которая показывает нам, что даже 25,5 тысяч лет назад у древних людей было искусство и довольно сложная культура.

Что понравилось?

1. В книге хорошо показано внутреннее устройство и работа археологической экспедиции. Читатель узнает, чем занимаются археологи, как выглядит раскоп, как в нем работают, что происходит с находками и так далее. Есть совершенно замечательный эпизод, в котором археолог заставляет своих студентов и других рабочих экспедиции перебрать целую гору земли из раскопок предыдущего дня, чтобы найти маленький осколочек важного артефакта. И студентка тратит весь день на то, чтобы перебрать и просеять через сито всю эту землю. В какой-то момент начинается дождь, так что остальным приходится держать над ней и оставшейся землей кусок брезента. А она сеет, сеет, пока не находит тот самый малюсенький обломок. После этой книги у ребенка не останется иллюзий, будто археолог - это такой Индиана Джонс, который раз копнул - и сразу нашел египетскую пирамиду, горы золота и волшебные вещи.

Он подошел к краю раскопа, где отец велел подождать. Не спеша оглядел внушительную яму, из которой еще недавно брали глину для кирпичного завода. На дне размещалась ровная площадка, разделенная на одинаковые квадраты. Их было три в ширину и десять в длину. По углам каждого квадрата вбиты колышки. Алеша стал наблюдать за всем, что происходило внизу. Над ближним квадратом нагнулась, как на прополке, Оля, в полосатой майке и закатанных до колен тренировочных брюках. Синей косынкой "домиком" защитила лицо от солнца. Что-то взяла из глины, почистила щеткой и завернула в плотную коричневую бумагу. Света тоже, оказывается, работала. Саша, веселый гитарист экспедиции, так быстро двигал ножом, что глина слетала веером. Но в коробке, что стояла рядом с ним, было пусто.

2. В книге отлично описаны находки Сунгирской стоянки, рассказано о культуре верхнего палеолита. Читатель узнает, как эти древние люди выглядели, чем они занимались, что ели и какими были предположительно их верования. Автор не забывает упомянуть, что они уже умели выпрямлять бивни мамонта и мастерить из них инструменты и украшения. Также детально описаны погребения.

3. А также читатель примерно понимает, как археолог "читает" свои находки. Как, глядя на обломки камней или порядок расположения костей, можно делать выводы о быте и культуре людей, не знавших письменности. То есть это еще и книга о работе и мышлении ученых. Не сказала бы, что это описано очень уж подробно, но для книжки примерно 10-летнего читателя вполне хорошо.

Таким образом, повесть действительно раскрывает перед читателем один из самых важных исторических памятников Владимирской земли. А также работает как своего рода пособие по профориентации: по ней можно понять, чем и как занимаются ученые-археологи.

Сунгирские погребения, примерно такие картинки есть в каждом учебнике "Основы археологии"
Сунгирские погребения, примерно такие картинки есть в каждом учебнике "Основы археологии"

Что не понравилось?

1. Сам сюжет книги выглядит довольно искусственно. Но не в этом главная беда. У автора не получается создавать достоверных живых героев, это или функции, или картонные стереотипные персонажи, прообразы которых пришли не из жизни, а, видимо, из каких-нибудь не самых лучших советских детских книжек. Я увидела массу книжных стереотипов о том, какими должны быть дети, как они должны вести себя и разговаривать друг с другом. Посмотрите, например, на эту цитату:

Толик, первый Алешин друг и приятель, светловолосый, полноватый, за что его и прозвали Кубышкой, привел в порядок в классном музее стенд с орудиями первобытных - кремневым наконечником, ножом, топором.

Книжка появилась в 1980-е, это как раз мое детство. Могу довольно точно сказать, что тогда, пожалуй, почти никто из детей не знал и не употреблял слова "кубышка". Я уж не говорю о том, что тогда учителя уже догадались, что подобные прозвища - это так себе практика и старались учить детей обходиться без них. Это явный глубокий архаизм, который свидетельствует о том, что книжка писалась не с наблюдений за живыми детьми, а с каких-то умозрительных представлений о них. И это не единственный пример, когда герои-дети в книге употребляют такие слова, которые в 1980-е уже стали почти экзотикой (да-да, все эти "ваксы", "плутовки" и, конечно, "мальчуганы", как без них).

2. Главный герой, мальчик Алёша, тоже составлен из набора стереотипов. Он недолюбливает "девчонок", ненатурально спорит с сестрой, ведет себя несообразно возрасту, то как маленький (перед началом летних каникул, которые "он сам высчитал! - продлятся девяносто шесть дней!", хотя это, казалось бы, уже пятые его такие каникулы, он уже давно знает, сколько дней они длятся), то, наоборот, как вполне взрослый.

Приведу пару характерных цитат. Вот тут он знакомится с девочкой:

Коротко стриженную темноволосую девочку Алеша приметил еще днем: дочка дяди Володи. Отец так и сказал:
- Познакомься, твоя ровесница Светлана.
Девочка вежливо протянула руку, но Алеша и не подумал подать ей свою: очень надо с девчонкой знакомиться, товарищ бы - другое дело.

А вот так Алёша общается со старшей сестрой (для меня тут каждая реплика - пример, как не нужно писать диалоги в детских книгах):

Дома "мальчишек" ждали Маша и мама. Как же хорошо снова быть всем вместе! Первым делом сравнили загары, получилось, что Алеша с папой загорели даже больше, чего Маша не могла ему простить.
- Море синее-синее-пресинее, - хвалилась маленькая морячка. - Мы персиками, яблоками объедались.
- А хобот мамонта ты пробовала? Мы в экспедиции каждый день ели, - не сдавался Алеша, нисколько не смущаясь явным преувеличением.
- Мы с мамой камешки, ракушки собирали!
- Мы с папой древнего человека нашли!
- Подумаешь! Ничего особенного! - надула губы сестрица.
- Очень даже особенное. Настоящее научное открытие. Без нас его не было бы!
- Без тебя?
- Да вот, и без меня тоже! Без профессора, без папы, без Начарова, в сердце которого живет эврика!
- Чего-чего?
- Эв-ри-ка! Разве ты поймешь? - махнул рукой Алеша, собирая в портфель учебники.

В общем, "девчонки" ничего важного в жизни не понимают, а Алёша вот понимает, зато у него в итоге получается доказать им, что в жизни по-настоящему важно. Как говорится, занавес.

3. Мы знаем, что раскопками Сунгиря руководил археолог Отто Николаевич Бадер, советский ученый из русских немцев. А в книге его почему-то зовут Олег Николаевич, и без всякой фамилии (у других героев, фамилии, кстати, есть). Хорошо, что хотя бы знаменитому антропологу Герасимову Михаилу Михайловичу автор не стала национальность менять, просто сменила имя на "Герасима Герасимовича", чтобы легко было догадаться, кто имеется в виду.

4. Не порадовал меня и эпизод с зарубежным ученым. Вместо того, чтобы показать научное сотрудничество и процесс введения новых находок в научный оборот, автор решила рассказать о высокомерном и крайне неприятном американском профессоре, главная цель которого - доказать, что советский ученый лжет. И, конечно, советский ученый его разубедил. Может быть, конечно, этот эпизод основан на реальных событиях, а у героя Джона Белада был реальный прототип, но даже это, по-моему, не повод вот так выставлять иностранного ученого. В конце концов, история в подобных случаях типичная, разного рода сенсационные находки нередко встречаются со скептицизмом в научных кругах, вот даже денисовского человека до сих пор не все признают.

Таким образом, художественная часть текста понравилась мне куда меньше, чем познавательная, просветительская.

Читать или не читать повесть "Сунгирская лошадка" детям? Честно говоря, я бы читала, даже несмотря на те моменты, которые мне кажутся недостатками. Во-первых, потому что это действительно интересный рассказ об археологическом памятнике и работе археологов. Во-вторых, потому что это одна из немногих книг, интересно и понятно раскрывающих один из регионов России через его характерные культурные особенности.

***

Другие посты из цикла "Путешествую и читаю":

#детские книги #книги для детей #город владимир #золотое кольцо россии #путешествия по россии #советская детская литература #детские книги ссср