Найти тему
ПоУшиВКино

“Внешний шум” (2021): Будни выпускниц-европеек

Оглавление

Outside Noise (Внешний шум) режиссёра Теда Фендта – это тихий европейский фильм, в котором ничего не происходит. Не происходит в классическом понимании – вступление, завязка, развитие сюжета и финал.

Итак, коротко о фильме. Технически главные действующие лица – Даниэла, Мия и Наташа.

Теда Фендт, Мия Сельман, Даниэлла Цальнер и Наташа Мантэ.
Теда Фендт, Мия Сельман, Даниэлла Цальнер и Наташа Мантэ.

Фильм начинается с того, что две магистрантки путешествуют. Они находятся в Нью-Йорке на Таймс-Сквер. Одна из них отказывается делать фото на самой знаменитой площади мира, где в 1945 году морячок непринуждённо поцеловал девушку. Она объяснила это тем, что будет слишком банально. Потом они возвращаются в Берлин. Там они мучаются от джетлага, жалуются на упадок сил, помогают подруге забрать вещи у её бывшего мужчины и коллеги по книгоизданию. Потом снова путешествуют – на этот раз в гости к этой самой подруге, чтобы погулять по городу и заодно отдать вещи.

Это перемежается общением с сокурсниками, друзьями. Они обмениваются планами, мыслями о будущем.

Первоначальные мысли о фильме

Это похоже на студенческую работу выпускника кинематографического факультета, которому захотелось зафиксировать особенный период своей жизни, он будет понятен только ему, а комиссии будет важно оценить его навыки постановки, операторской работы и монтажа.

Возможно, это так и есть: все действующие лица играют самих себя, потому что в титрах указаны именно они в алфавитном порядке. В кадре появляется и сам режиссёр Тед Фендт, а сценарий вместе с ним писали две девушки, которые играют основные роли – Мия Сельман и Даниэлла Цальнер.

Всё это были мысли до того, как я выяснила, что значат буквы FID в титрах.

Один из плакатов фестиваля
Один из плакатов фестиваля

В титрах указано, что Outside Noise является официальным отбором на FID. FID – это один из важнейших фестивалей международного уровня для документального кино, проводящийся в Марселе. В рамках мероприятия авторы фильмов встречаются с известными режиссёрами. FID в Марселе считается вторым по значимости фестивалем в области документалистики после Cinema du Réel в Париже.

Так что, мне довелось посмотреть своеобразный европейский документальный фильм, который, несмотря на свою тишину и неспешность, всё же понравился. Он напомнил мне о поездке в Германию, где мне довелось пожить две недели с немецкой молодёжью на пороге взрослой жизни. Они тоже собирались выпускаться, это было почти лето, они все занимались своими делами, периодически встречались для обсуждения организационных вопросов, у них были какие-то лекции. Причём всё это было сдержанно, размеренно, аккуратно, но не скучно – для меня это был новый опыт. Когда я училась, студенческая жизнь запомнилась шумной, хаотичной и сокурсники были беспокойные.

Разбор фильма Outside Noise

Даниэла, одна из основных действующих лиц, думает, где ей работать дальше. Побывала на собеседовании в Музее Изобразительных Искусств на должность мастера по монтажу выставок. По её словам, на должности нечего ловить кроме денег, а в целом скучновато. Её собеседница отвечает, что быть рядом с культурой – это здорово. Привела в пример своё лето, за время которого побывала во многих галереях. Больше всего её впечатлила картина Фрица фон Удэ “Юная принцесса лугов”.

Картина Фрица фон Удэ "Юная принцесса лугов”
Картина Фрица фон Удэ "Юная принцесса лугов”

На самом деле растерянность и туманность будущего передаётся в фильме очень достоверно, даже несложно вспомнить себя.

Фендт снимает на 16- и 35-миллиметровую плёнки, текстура фильма в совокупности с женскими размышлениями напоминает фильмы “Новой волны” с нарочитой небрежностью кадра из-за ручной камеры. Может кино Фендта покажется менее выразительным, но главная его достойная черта – это стремление передать ауру независимой городской жительницы, ищущей свой путь.

Художественно это тоже передаётся: кадры поставлены так, что есть это ощущение “рамок”. Оно есть из-за того, что действующие лица находятся как будто в стеснённом положении – их размещают на фоне окон, в дверях, в проёмах, на диване, рядом со шкафом, под покатым потолком квартиры и тесной кухоньке – от всего этого складывается ощущение дискомфорта, из которого хочется вырваться. Более того, Тед Фендт вбросил пару неосязаемых моментов, иллюстрирующих дискомфорт: неприятный разговор на вечеринке, одна девушка взяла взаймы и не отдала, постоянная усталость непонятного происхождения.

При этом он сглаживает минусы переходной студенческой жизни очень красивым внешним видом планов – они светлые и насыщенные. Я узнала специфический европейский стиль кинематографа. Почему-то там всегда кино получается мягче по внешнему виды, производит впечатление уюта, выглядит как хорошо снятая фотография для журнала.

Есть ещё трогательный эпизод между Мией и Даниэлой, когда они вместе гуляли, а вечером Даниэла приготовила ужин. После ужина Мия рассказала, что ей надо дописать главу для магистерской работы. Эта глава про похоронные обряды, где выделяется три фазы: обособления, пороговая (трансформации), реинтеграции. Мия сказала, что её занимает больше всего вторая фаза. Это момент неопределённости, когда люди не знают, где они и где им место. Это перекликается с общим настроением действующих лиц. Словно Мия подытоживает их состояние, но вот-вот к ним всем придёт озарение.

Мия добавляет, что, когда люди едят вместе, происходит момент реинтеграции, связь духов с миром живых. Это словно соотносится с ними самим – они заканчивают обучение, их прошлые образы студенческие прощаются с ними, а далее их ждёт другой образ, их обновлённое воплощение. При этом Мия и Даниэла вместе поели, метафорически режиссёр показал их реинтеграцию, как будто они попрощались с прошлым и готовы встретить себя будущих.

Момент метафорического освобождения, когда будущее уже не кажется непонятным и страшным, происходит в финале фильма, когда одна девушка рассказывает Даниэле историю из жизни студентов 70х годов, когда студентка устроила забастовку на Штефанплатц, чтобы её возлюбленному дали визу в Германию. Ему визу дали, он приехал. У этой пары родился сын, но парень девушку бросил, уехав в США.

Девушка была отважная, пошла на отчаянный поступок ради возлюбленного. Эта история здесь нужна для того, чтобы сказать, что такие люди, о которых мы часто читаем в книгах, живут среди нас и с ними можно познакомиться. В этот момент Даниэла, слушая историю, словно ощущает реинтеграцию, о которой говорила Мия в предыдущей сцене.

Полезная информация из фильма

Художник Фриц фон Удэ, который писал, сочетая техники реализма и импрессионизма. В фильме упоминается картина “Юная принцесса лугов”/Heideprinzeßchen, 1889 год

Австрийская писательница Ингеборг Бахман, которая защитила диссертацию по философии Хайдеггера. В фильме зачитывается её стихотворение “Отсроченное время” (или “Время, опаздывающее по расписанию”/Die gestundete Zeit, 1953)

Полнолуние Лугнасада. О нём говорится в сцене в парке. Даниэла приехала в гости к Анне, отдала вещи, они пошли погулять. Это и был день, самый близкий к осеннему равноденствию. “Лугнасадом” на ирландском называется месяц август, в честь Бога по имени Луг (Lugh).

Музей Сиси (SISI MUSEUM). С 2004 года Музей Сиси размещается в апартаментах имени эрцгерцога Стефана Виктора. В экспозиции используются многочисленные личные вещи, которые когда-то принадлежали Императрице Елизавете, чтобы проиллюстрировать истинную личность неправильно понимаемой царственной особы. Тщательно продуманное наполнение музея создано известным сценографом профессором Рольфом Лангенфассом. Елизавета Австрийская – Баварская принцесса, супруга императора Франца Иосифа I, друзья и близкие называли её прозвищем Сиси.

Терапия ДПДГ (EMDR, десенсибилизация и переработка движением глаз) – это метод Френсин Шапиро для избавления от травмы, когда её нельзя проговорить, в частности для облегчения посттравматического синдрома. Пациент двигает глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз по указаниям специалиста. Специалист работает с использованием таппинга (tap), то есть постукивает лёгкими касаниями по груди, рукам, лбу.

Кафе Jelinek (Café Jelinek) в 6-м венском муниципальном районе Мариахильф, которое с 2013 года является частью нематериального наследия ЮНЕСКО „Венская кофейня". Своё название кафе получило в честь фамилии бывших владельцев – еврейской семьи, которая открыла кафе в 1910 году. Это одна из немногих венских кофееен, где присутствует нетронутый исторический декор (оригинальный паркет в ёлочку, массивные мраморные столы, коксовая печь из кованого железа марки American-Heat, зелёные сидения). Его называют маленьким “Hawelka“, потому что на стенах висят фото с автографами знаменитых личностей, как в другом кафе – именно в Café Hawelka (Гавелка), венском артистическом кафе, открытым в 1939 году. В нём завсегдатаями бывали деятели культуры, искусства (поэты, писатели, скульпторы, критики, драматурги).

Внутреннее убранство кафе Jelinek. Тед в фильме настоятельно рекомендует посетить это место в Вене
Внутреннее убранство кафе Jelinek. Тед в фильме настоятельно рекомендует посетить это место в Вене

Если смыслово это привязывать к сюжету фильма, то Café Jelinek находится в десяти минутах езды на автомобиле от Штефанплатц, где девушка их рассказа в финале фильма требовала выдачу визы своему возлюбленному.

Роман Саши Соколова “Школа дураков” (Sascha Sokolow “Die Schule der Dummen”). Он стал известным в середине 1970-х годов благодаря "Школе дураков", написанного в 1974 году. В фильме как раз в финале рассказывается история австрийки Йоханны Штайндль, которая преподавала немецкий язык в университете, где учился Саша, и Соколова. Она провела голодовку на площади у собора Святого Стефана в Вене (Штефанплатц), чтобы Саше выдали визу. Йоханна хотела, чтобы его рукопись была опубликована, её саму она вывезла с собой ранее, а голодовкой помогла и парню уехать. В Австрии он женился (правда на другой женщине, хотя из фильма я поняла, что на Йоханне), его роман был опубликован в США. И Соколов уехал туда, оставив беременную женщину.

***

В качестве заключения приведу фрагмент интервью с режиссёром этого фильма, когда он объяснил основу “Внешнего шума”:

- Что ж, в фильме речь идёт о людях, у которых не обязательно есть чёткая цель, они на самом деле не уверены, что они хотят делать, и не обязательно удовлетворены тем, где они находятся. Им нужны какие-то перемены, но они ещё не достигли той стадии, когда могут это сформулировать. Позже я понял, что это как-то связано с тем, что я чувствовал в 2016, 2017, 2018 годах. Я был в Нью-Йорке, но начал чувствовать себя там несчастным и хотел как-то измениться, но не знал, как даже выразить это. Потом я оказался в Берлине и Вене, так что в некотором смысле там есть элемент биографии.

- Я думаю, что у фильма есть презентационное качество – оно в том, как сняты сцены, потому что я сознательно пытался сделать эти отношения между зрителем и планами действительно прямыми, без какого-либо вымысла. Например, если вы снимаете фильм в Ванкувере, но действие происходит в Нью-Йорке, вы смотрите на улицы Ванкувера, но мысленно говорите, что это Нью-Йорк. Это как фильтр, а я хотел чего-то другого. Я хотел, чтобы сработала какая-то непосредственность.