Найти в Дзене
ПОД СТУК

Кто кого пропускает на железной дороге? Какой приоритет у разных поездов: пассажирских скоростных, скорых, электричек и грузовых?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На железной дороге можно часто увидеть такую ситуацию, когда электричка встает на боковой путь станции на несколько десятков минут, чтобы пропустить другой пассажирский поезд. Самый известный пример - это, конечно же, когда электричка на главном ходу Октябрьской железной дороги встаёт под обгон «Сапсаном». В этой статье я расскажу, какие поезда являются наиболее приоритетными, и кто кому должен уступать дорогу, то есть пути. Далее, в ходе повествования, поезда будут идти в порядке убывания приоритета.

Самые важные: восстановительные и пожарные поезда, а также снегоочистители

Итак, начнём с самых-самых важных. Таковыми, по понятной причине, являются аварийно-восстановительные поезда - это те, в составе которых находятся массивные железнодорожные краны, которые способны поднять любую единицу подвижного состава, платформы с различной гусеничной и колесной техникой, вагоны-кладовые с необходимым инвентарем, а также вагоны для работников, в которых обеспечены условия для работы и проживания. Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров как на самой железной дороге, так и в полосе отвода.

Автор фото: Юрий Киселев
Автор фото: Юрий Киселев

Также к самым важным поездам относятся снегоочистители и автомотрисы работников и специалистов дистанции пути или дистанции электроснабжения. Оно и понятно, благодаря этим поездам, в случае нештатной ситуации, смогут поехать и все остальные.

Воинские поезда

Тоже очень важные поезда на случай военных действий, в которых перевозят как технику на платформах, так и личный состав. Но, при этом, воинский поезд всё же не сможет проехать по заснеженным, или разбитым путям, а потому уступает всем вышеперечисленным поездам.

Пассажирские поезда международного сообщения

Итак, помимо поездов «специального назначения», вполне логично и закономерно, на железной дороге самыми важными являются пассажирские поезда. Вот только какие? Сначала идут международные поезда, которые подразделяются на (опять же, в порядке убывания приоритета) высокоскоростные, скоростные, скорые и обычные пассажирские.

-2

Про это разделение я уже рассказывал: скоростные поезда имеют маршрутную скорость не менее 91 километра в час, при допускаемых скоростях 141-200 километров в час, маршрутная скорость скорых поездов составляет от 50 до 91 километра в час, ну а обычные пассажирские - это те, маршрутная скорость которых менее 50 километров в час. Определение высокоскоростного поезда несколько размыто, однако, для простоты положим, что такие поезда имеют конструкционную (не маршрутную) скорость более 200 километров в час.

Маршрутная скорость - это средняя скорость, для расчёта которой учитывается не только время хода, но и время на остановки (в том числе технические), а также время на разгон и торможение. То есть, при расчёте скорости берется расстояние, а также полное время, которое прошло с момента формирования поезда до его расформирования.

Пассажирские поезда дальнего следования на территории России

Дальше идут точно такие же пассажирские поезда дальнего следования, только они, в свою очередь, следуют по территории России. Они также подразделяются на высокоскоростные, скоростные, скорые и обычные. Соответственно, обычный будет пропускать скорый, скорый - скоростной, ну а скоростной - высокоскоростной.

-3

Но, вот что интересно: несмотря на то, что сейчас международных поездов практически не осталось, но, если бы они были, то образный «Сапсан» вставал бы под обгон обычного пассажирского поезда, просто потому что он международный. Можно привести такой пример с высокоскоростным «Аллегро» (Петербург - Хельсинки) и скорым поездом «Лев Толстой» (Москва - Хельсинки). Оба они сейчас не ездят, но, тем не менее.

Итак, выезжая из Москвы, скорый «Лев Толстой» является более приоритетным поездом, нежели высокоскоростной «Сапсан», а значит, последний будет стоять на станции, ожидая, пока международный его обгонит. Далее, сделав остановку на Ладожском вокзале, «Лев Толстой», по соединительной ветке выходит на железную дорогу до Выборга (и далее в сторону Финляндии) - там он уже является менее приоритетным по отношению к высокоскоростному «Аллегро», поскольку они оба являются поездами международного сообщения.

-4

Но, пример, по факту, не совсем состоятельный, ибо что «Аллегро», что «Сапсан» курсируют в дневное время, утром и вечером, в то время, как «Лев Толстой» - ночью. Тем не менее, пример показателен.

Пригородные пассажирские поезда

Ну, тут всё понятно, думаю. Электрички, а также дизель-поезда в пригородном сообщении будут пропускать любые пассажирские поезда дальнего следования. И, здесь даже неважно - идёт ли речь об ЭТ2М, или о «Ласточке». Если последняя используется в пригородном сообщении, то будет стоять и ждать, пока проедет какой-нибудь медленный пассажирский поезд.

-5

Почтово-багажные и грузобагажные поезда

Из названия следует, что такие поезда перевозят либо почту, либо багаж, либо и то, и другое. При этом, они ниже по приоритету, чем любые пассажирские поезда, но, при этом, выше, чем грузовые, о которых мы и поговорим далее.

Я не стал выделять их под отдельный пункт, но ещё, чуть ниже, идут грузопассажирские и людские поезда. Их можно встретить редко, с первыми, по названию - всё понятно, ну а людские - это те, в которых людей перевозят в теплушках по грузовым документам.

Грузовые, хозяйственные, сборные и участковые поезда, а также одиночные локомотивы

Автор изображения: Grabber
Автор изображения: Grabber

Ну и, в самом конце списка, идут самые прибыльные поезда для ОАО «РЖД» (по крайней мере так заявляют все ключевые персоны данной структуры) - грузовые. С ними наравне и хозяйственные поезда (для обывателя выглядит как сборная солянка из вагонов - хопперы с щебнем, платформы с готовыми сегментами пути, вагоны для рабочих), которые используются для работ, связанных с текущим содержанием и ремонтом пути. Ну и одиночные локомотивы без вагонов также стоят в конце этого списка.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-7