Найти в Дзене
Лекторий «Прямая речь»

14 тезисов о том, почему наша школа морально устарела

В книге Дмитрия Чернышева «Вертикальный прогресс» есть много слов о том, как морально устарели школы. Сегодня хотим с вами обсудить недостатки старой системы образования.

  1. Радикально меняется само общество, а старая школа продолжает выпускать посредственностей. Мы находимся в разгаре Четвертой промышленной революции, которая изменит мир сильнее, чем все три предыдущие, вместе взятые. Перемены становятся нормой, а унифицированным выпускникам старой школы будет крайне сложно конкурировать в новом мире.
  2. Когда дети идут в школу, они могут различаться на порядок по уровню подготовки. Сегодняшнее образование рассчитано на некоего «среднего» ученика, которого в действительности не существует. При этом оно ограничивает скорость развития детей. Это приводит к тому, что у самых ярких и способных школьников быстро гаснут глаза. А в образовании отстающих учеников остаются зияющие пробелы.
  3. Основная задача сегодня — это не набить ребенка знаниями, а научить его получать их самостоятельно. В течение своей жизни он, скорее всего, будет учиться и переучиваться постоянно.
  4. Контроль и дисциплина — это идея фикс старой школы. Школа постоянно унижает чувство собственного достоинства ребенка, образование становится мучением.
  5. Существующая система поощрений и наказаний работает очень плохо. Уровень школы определяется по оценкам ее учеников. Это приводит к инфляции оценок и снижению требований, предъявляемых к учащимся. Детей оценивают, сравнивая их друг с другом. В школе принято наказывать за ошибки, хотя ошибки — это один из основных способов познания мира, доступный человеку
  6. Учителя перегружены ненужной работой и отчетностью. Количество учителей в классе слишком мало для успешного обучения.
  7. Так называемое патриотическое воспитание в школе соответствует скорее феодальному строю, а не современному государству.
  8. Школа практически не использует самый эффективный способ обучения — игру. Старая школа панически боится мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров.
  9. Школа подавляет в детях качества, которые пригодятся им сильнее всего, — знаменитые «4К»: креативность, коммуникацию, кооперацию и критическое мышление. Слова учителя не принято ставить под сомнение, а все, что требуется от учеников, — это повторять за преподавателем. Ответы учеников оцениваются по их соответствию учебнику.
  10. Школьные знания оторваны от жизни, и 90% из них забывается очень быстро — за ненадобностью. Школа натаскивает ребенка на сдачу экзаменов, а не готовит его к жизни.
  11. Школьные учебники очень сильно устарели. Многое из того, что в них сказано, давно не соответствует действительности
  12. Школа учит решению задач, у которых существует один или два правильных ответа. В жизни такие задачи будут встречаться крайне редко.
  13. Старая школа — это нечто среднее между казармой, тюрьмой и фабрикой. Находиться в такой школе после уроков не хочется никому.
  14. У школы практически нет конкурентов, а монополизм смертельно опасен для любого вида деятельности

Согласны или наоборот? Поделитесь в комментариях