Школьный предмет "информатика", вообще-то, не про компьютеры. Абсолютно! Представьте, что сбылась ваша мечта: вы с товарищами попали на Необитаемый остров. Розеток нет (когда ещё инженер Смит с Пенкрофом электростанцию из ручья и палок построят)... Сидите под пальмой, поджав ножки, решаете, кого первым скушать.
Один говорит:
– Меня нельзя, я боксёр!
Другой:
– А я ловлю рыбу и метко стреляю из лука!
Третий:
– А я лекарь! Травки целебные знаю, зубы могу рвать – вот это всё...
И так по очереди.
– Плотник!
– Печник!
– Электромонтёр!
Пробовали залезть на пальму с голыми руками и пузом? Все профессии нужны, все профессии важны, даже электромонтёр пригодится. Оголодавшие островитяне надеждой смотрят на вас. Вы краснеете:
– А я программист...
Опаньки!..
Ладно, это была ж-жестокая шутка. Тем не менее, сейчас расскажем, как и программист может на необитаемом острове пригодиться.
Помните, действие романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» завязано вокруг расшифровки загадочного документа, найденного лордом Гленарваном внутри выловленной в море бутылки? Документ – точнее, три документа, в которых один и тот же текст написан на разных языках – сильно испорчен морской водой, а потому у героев книги то и дело появляются всё новые и новые догадки, что же в нём было написано. Единственное, что понятно однозначно – что где-то в океане потерпело крушение судно «Британия». Но вот географические координаты места крушения – из них, увы, сохранилась только широта, долготы нет! В результате герои романа совершают кругосветное путешествие, побывав и в Южной Америке, и в Австралии, и в Новой Зеландии...
Писателю, само собой, такое требовалось «по сюжету», иначе никакого кругосветного путешествия не состоялось бы. Но вот капитан Грант, писавший тот самый документ, с которого всё началось, совершил, с точки зрения теории информации, тяжелейшую ошибку.
С точки зрения теории информации сам капитан Грант – это источник информации, лорд Гленарван с друзьями – приёмник информации, бутылка с документом – носитель информации, а океан, в который брошена бутылка – канал передачи с источником помех. Теория информации говорит нам о том, что при наличии источника помех ключевая информация сообщения должна быть максимально избыточной, то есть, по-человечески говоря, многократно продублированной.
Идея положить вместо одного документа три – с этой точки зрения правильная. Однако расписывать на небольшом клочке бумаги малозначимые подробности типа «терпят жестокие лишения», «иначе они погибнут», «трёхмачтовое судно из Глазго», «два матроса» и так далее было неправильно. Зато слова «крушение», название корабля и – главное! – географические широта и долгота места катастрофы должны были повторяться 10, 20, 30 раз – сколько позволит бумага! Тогда даже при сильном разрушении текста водой можно было бы с высокой вероятностью «сходу» восстановить точные координаты, и сразу же отправляться туда, куда нужно, а не носиться по всему земному шару.
Сравните с классическим современным форматом передачи сообщения о бедствии по радио: 3 раза «SOS» (сигнал бедствия), буквы «DE», позывной корабля (например, позывным печально знаменитого «Титаника» были буквы «MGY»), а затем координаты, координаты и снова координаты! Никаких излишеств, кратко и «о главном». И так – постоянно, пока хватит заряда батарей радиостанции, или хотя бы каждые 3 минуты в начале каждой четверти часа, так называемые «три минуты тишины». На часах радистов всего мира «три минуты тишины» обозначены специальными отметками, в это время все радисты Земли обязаны внимательно слушать эфир – не слышно ли сигнала бедствия.
А вот какую записку написал бы знающий информатику капитан Грант:
Если такую записку испортить морской водой в тех же самых местах, что и оригинальный документ, вся необходимая информация для поисков всё равно сохраняется, да ещё и с избытком:
Вот вам и информатика, вот вам и алгоритмы... Придётся электромонтёру класс показывать – на пальму лезть!