Найти тему
Максим Спиридонов

Как я прогорел на «умных домах»

Приятно писать про победы. Ты весь в белом, красиво преодолеваешь, героически спасаешь, а в финале — слава и деньги. Но для профилактики решил время от времени рассказывать про свои провалы. Вспоминать о большинстве из них больно. Но по-честному — именно они, а не успехи, сформировали меня сегодняшнего.

Тут уместно будет вспомнить одну из моих любимых фраз о том, что лучшие учителя управленца — стресс, дедлайн, форс-мажор и дефицит.

Начну цикл про свои «любимые провалы» c истории, которая стоила мне первых потерянных больших денег и тонны нервных клеток.

2004 год. Я продал долю в своём первом бизнесе партнёрам и решил попробовать пожить вне России. Выбор пал на Германию. Незнакомый язык, другой менталитет и недостаток бизнес-опыта не остановили меня. Что такое эти пустяки, когда в тебе живут подлинные слабоумие и отвага? Уже через несколько месяцев после переезда я влез в авантюру с комплектами для «умного дома» под названием James.

▪️ Продукт имел убедительную маркетинговую упаковку;

▪️ Обладал, как казалось, очень демократичной ценой;

▪️ А главное — история с «умным домом» была окутана ореолом романтики и казалась абсолютным Эльдорадо для предприимчивых любителей инноваций.

Я, конечно, относил себя к таким любителям. Занял $30 000 (которые тогда для меня были огромной суммой) и вбухал их в покупку Джеймсов. Затем (какими-то мутными схемами) организовал их сертификацию для России, оплатил транспортировку и растаможку.

Для пущей респектабельности бренда я организовал ряд дополнительных маркетинговых активностей. В частности, мы визуализировали Джеймса. Так родился один из лучших маскотов бренда из всех, к созданию которых я, как маркетолог, имел отношение. Джеймс в моей интерпретации получился неулыбчивым, плечистым и очень надёжным. С внешностью то ли Агента 007, то ли английского батлера.

-2

В визуализациях Джеймс охранял дом, спасал его от пожара, управлял бытовыми приборами, следил за детьми. Короче, всё было готово к тому, чтобы жаждущие «умных домов» россияне, наконец, припали к животворящим потокам высокотехнологичного импорта.

Однако реальность была другой. 2004-2005 годы. Об «умных домах» тогда в России вообще мало кто знал. Эти комплекты (в них входили камеры, несколько датчиков и розетки, которыми можно было управлять через интернет) ожидаемо не нашли своего потребителя. Продажи встали, толком даже не начавшись. Ни демократическая цена, ни красивая упаковка, ни романтичный флёр «умного дома» ситуацию не спасали. К тому же, Джеймс оказался совсем не юзер-френдли. Чтобы всё это хозяйство инсталлировать, нужно было обладать нешуточными техническими способностями.

Кажется, где-то на складе в Петербурге до сих пор пылятся остатки закупленных мною Джеймсов. А я из этой истории извлёк целый букет полезных выводов:

👉 не ведись на обаяние инновации в чистом виде. Разберись, есть ли за ней своевременный и нужный клиенту продукт;

👉 будь внимательнее к реальным (а не придуманным тобой) потребностям клиента и его ожиданиям от продукта;

👉 ну и, конечно, ещё до начала активных вложений убедись, что для продукта есть рынок. Product/market fit должен быть реальным, а не надуманным.

Короче, включай ум (даже при торговле «умными домами») — и будет тебе счастье 🤟