591 год
Франки
Фредегонда, вдовая королева Нейстрии (одного из королевств франков со столицей в Суассоне), которая после смерти своего супруга короля Хильперика (правил в 561-584 гг.) быларегентомпри своем малолетнем сыне короле Хлотаре (правил в 584-629 гг.), однажды столкнулась с серьезной проблемой.
В городе Турне, входящем в королевство Нейстрию, возникла распря между двумя группами знатных франков.
Все началось с того, что супруга одного из местных франков пожаловалась брату, что ее муж завел любовницу. Брат оскорбленной, юноша горячий и вспыльчивый явился к свояку и потребовал от того, чтобы тот вел себя подобающим образом и не позорил честь его сестры.
Свояк проигнорировал требование брата своей супруги.
Тогда брат оскорбленной женщины собрал группу вооруженных друзей и отправился выяснять отношения со свояком. Тот тоже собрал своих друзей. Они пришли с оружием.
Между двумя группами вооруженной молодежи произошла кровавая разборка, закончившаяся тем, что из всех ее участников в живых остался один. Пали как муж дамы, так и ее брат.
Гибель стольких молодых людей возмутила их отцов и те также взялись за оружие. В городе начались постоянные вооруженные столкновения враждующих групп, что привели жизнь в Турнэ в опасное занятие даже для тех, кто в распре не участвовал (такие себе Монтэкки и Капулетти на франкский лад, только на безпредельной основе).
Королева Фредегонда не один раз призывала обе стороны к примирению. Но те и другиебыли глухи к голосу разума и игнорировали просьбы и приказы королевы. Тогда королева лично приехала в Турнэ и пригласила на пир, отцов убитых юношей, их слуг и того, кто единственный из юношей (его звали Вальден) уцелел в первом вооруженном столкновении.
Двух главарей обеих группировок (их звали Харивальд и Леодовальд) и Вальдена королева усадила на одну скамью.
Глубокой ночью, когда все перепились, трое слуг королевы с топорами подобрались сзади к Харивальду, Леодовальду, Вальдену и всем троим по приказу Фредегонды разрубили головы.
Возмущенные поступком королевы родственники убитых обратились к жителям Шампани с предложением наказать королеву, лишив ее жизни. С тем же они обратились к королю Австразии Хильдеберту (правил в 575- и595 гг.), чья мать Брунгильда, враждовала с Фредегондой. Но Хильдеберт не стал ввязываться в опасную войну с Нейстрией за интересы третьих лиц. Жители Шампани также не стали браться за оружие из-за трех убитых. Тем более, что нрав последних им был хорошо известен.
На том дело и закончилось.
То есть королева Фредегонда на практике использовала постулат, который сформулировала королева Франции Екатерина Медичи через 900 лет после Фредегонды:
«Лучше вовремя прикончить несколько негодяев, чем ждать, когда они развяжут гражданскую войну, которая унесет несколько тысяч жизней!» (жаль что не все наши современники понимают эту истину).
(Источник: Григорий Турский)