Найти в Дзене
artsy boy

Свечение черного Пьера Сулажа

Значимая фигура в истории современного искусства — Пьер Сулаж (Pierre Soulages) — без сомнения, величайший из ныне живущих художников Франции. Родившийся в 1919 году в семье каретного мастера из Родеза, художник раскрывает всю глубину и красоту черного цвета в каждой из своих картин. Через насыщенные силой контрасты и тонкие отблески света на рельефах своих работ Пьер Сулаж заглядывает за пределы черного цвета. Пьер был бунтарем с самого детства. В возрасте 5 лет, после несправедливого наказания в школе, он сумел сбежать из запертого кабинета. Прибежав домой, маленький Пьер заявил, что в эту школу больше не вернется. Отец, пораженный смелостью своего сына, сказал, что гордится силой его духа и условие сына принял. К сожалению, через несколько месяцев после этого события, отец умер от болезни, и семья погрузилась в траур. Мать и старшая сестра будущего художника, которой тогда было около 20 лет, носили только скромные черные одежды и много работали, чтобы прокормить семью. Свобода и оди

Значимая фигура в истории современного искусства — Пьер Сулаж (Pierre Soulages) — без сомнения, величайший из ныне живущих художников Франции. Родившийся в 1919 году в семье каретного мастера из Родеза, художник раскрывает всю глубину и красоту черного цвета в каждой из своих картин. Через насыщенные силой контрасты и тонкие отблески света на рельефах своих работ Пьер Сулаж заглядывает за пределы черного цвета.

Пьер Сулаж в своей мастерской, 1954 г. © ADAGP Denise Colomb
Пьер Сулаж в своей мастерской, 1954 г. © ADAGP Denise Colomb

Пьер был бунтарем с самого детства. В возрасте 5 лет, после несправедливого наказания в школе, он сумел сбежать из запертого кабинета. Прибежав домой, маленький Пьер заявил, что в эту школу больше не вернется. Отец, пораженный смелостью своего сына, сказал, что гордится силой его духа и условие сына принял. К сожалению, через несколько месяцев после этого события, отец умер от болезни, и семья погрузилась в траур. Мать и старшая сестра будущего художника, которой тогда было около 20 лет, носили только скромные черные одежды и много работали, чтобы прокормить семью. Свобода и одиночество стали главными спутниками Пьера.

Любознательный от рождения Сулаж стал проводить дни, наблюдая за работой артизанов в мастерских рядом с домом. Его поражало, как портные создают из плоской ткани объемную одежду, как столяры делают из грубых бревен изящные кабинеты. Именно в столярной мастерской он познакомился с ореховой морилкой, которая в дальнейшем сыграет роль в его художественной карьере. Вечера Пьер проводил дома, рисуя в тетради чернилами.

Пьер Сулаж, "Живопись", 1947 г. © Musée Soulages
Пьер Сулаж, "Живопись", 1947 г. © Musée Soulages

В 1947 г. Пьер Сулаж представил первые работы серии "Broux de noix". В этих работах художник малярной кистью смело наносил ореховую морилку на холсты. Но картины отличало не столько использование нетрадиционного материала, сколько сдержанная эстетика работ. В зависимости от густоты нанесения, оттенки на картине варьировались от светлой охры до черного.

Его эстетика эволюционировала, черный цвет постепенно захватывал поверхность картин Сулажа. В 1960-х г его работы стали больше, а белого цвета на них — меньше. Художник стал использовать густую черную масляную краску, изредка добавляя в свои абстрактные произведения сдержанные цвета. В 1979 году он начал свою серию "Outrenoir" — "за пределами черного". "Outrenoir" открывает новое царство, которое выходит за рамки чисто жестовой и монохроматической абстракции. Систематически наносимая толстыми слоями на холст, черная краска тщательно соскабливается, наносится полосами и в целом скульптурируется, создавая гладкие или шероховатые области, которые по-разному отражают свет. Мастерски превращая черный цвет в свет, Сулаж с невероятной мощью раскрывает генезис нашего мира, который вышел из тьмы.

Пьер Сулаж, "Живопись", 1987 г. © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne
Пьер Сулаж, "Живопись", 1987 г. © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne
"Для меня важно создать эстетический шок, который пробуждает наше воображение, наши эмоции, наши чувства и наше мышление. Это цель живописи и искусства в целом".
— Пьер Сулаж.