Найти тему

Теоретические подходы к изучению стрессовых воздействий специалистов опасных профессий

Автор

В обществе, где идет научно-технический прогресс, особое значение уделяется соответствию требований профессии к специалисту, возрастают запросы к его навыкам и качествам. В системе «человек — машина» возрастают требования к навыкам профессиональной деятельности, эмоциональной устойчивости со стороны специалистов опасных профессий, встает вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности. Чтобы разобраться, каким должен быть специалист, какими умениями и навыками он должен обладать, какой личный опыт должен лежать в основе его профессионализации, необходимо рассмотреть систему профессиональных стрессовых воздействий специалистов опасных профессий.

Профессиональные стрессовые воздействия рассматривались в прикладных научных отраслях: психологии труда, психологии экстремальных и кризисных ситуаций, акмеологии, военной психологии, спортивной и многих других отраслях науки, где рассматривается влияние профессиональной деятельности или окружающей среды на организм человека [1, 2, 3].

Можно выделить следующие подходы в исследованиях.

Экологический подход в основу своих исследований поставил систематизацию факторов профессиональной деятельности, носящих риск для здоровья человека. Такими факторами могут быть не только климатические условия профессиональной деятельности, но и сама профессиональная среда, высокое давление, радиация, шумы, неблагоприятные температурные режимы в процессе профессиональной деятельности (пожарные, водолазы, горноспасатели). Воздействие сразу нескольких перечисленных факторов на организм человека на фоне высокого риска получения травмы или ответственности за гибель третьих лиц, самого себя приводит к ухудшению качества выполняемого профессионального труда, повышается риск эмоционального выгорания специалиста. Также возникает риск деструктивного поведения как в профессиональном сообществе, так и в обществе в целом. Значение имеет осведомленность специалиста о воздействии внешних агрессивных факторов на организм человека и способах противодействия им с целью недопущения развития процессов, ведущих к профессиональной несостоятельности.

Когнитивный подход, в основе которого лежит интерпретация человеком стрессового события. Исходя из своего опыта и личностных качеств, человек воспринимает ситуацию как угрожающую своей жизни и здоровью, его карьере, социальному благополучию, как крах всего того, что было сделано до этого. Здесь нельзя обойти вниманием работы Р. Лазаруса, который разделил эмоциональные и физиологические стрессы. Происходит напряжение эмоциональных сил, физиологических ресурсов организма, приводящее к его истощению и как крайняя стадия — болезнь или смерть. Особое значение здесь занимает состояние тревоги как пускового механизма, направленного на борьбу со стрессом.

В научной литературе появились такое название, как копинг-ресурсы — ресурсы, необходимые для борьбы со стрессом. У каждого человека копинг-ресурсы имеют свою выраженность. У кого-то состояние организма позволяет большее время сопротивляться определенному виду стресса, имея свои физиологические значения. Также копинг-ресурсы возможно тренировать, например, спортсмены в процессе тренировки способствуют увеличению показателей мышечной силы или повышают возможности сердечно-сосудистой системы, объем легких и т.д. Здесь мы сталкиваемся с понятием адаптационного потенциала как качества организма, способного преодолевать стрессовое воздействие.

На выстраивание новых подходов к решению возникших стрессовых воздействий влияет оценка ситуации человеком, его личное отношение к данному стрессовому воздействию, ранее полученный опыт, ценностные ориентации. И тут мы сталкиваемся с новым понятием — стресс-преодолевающее поведение, или копинг-поведение. Чем более разносторонняя личность, чем больше она сталкивалась с различными видами стрессов (стрессовых ситуаций), тем более разнообразно она подбирает пути решения стрессовых ситуаций, тем больший у неё репертуар копинг-поведения при решении различных стрессовых ситуаций [1, 6].

Необходимо подчеркнуть следующую особенность: если человек оценивает стрессовую ситуацию как допустимую для его возможностей (и действительно ресурсов у организма достаточно для выхода из стрессовой ситуации), тогда он выстраивает образ действий, позволяющий положительно влиять на стресс-преодолевающее поведение. Важно отметить необходимость положительной мотивации человека для выхода из стрессовой ситуации. Такая мотивация ведет к профессиональному и личностному совершенствованию.

Но если человек оценивает ситуацию как превышающую его индивидуальные возможности, как недопустимую для него (его ресурсов действительно не хватает и он не способен с ней справиться), а мотивация направлена на поиск выхода из возникшей ситуации, то возможно постепенное развитие ситуации срыва адаптации, проявляющееся в болезненных состояниях, болезни и т.д.

Несколько иное происходит, если нет должной мотивации на решение поставленных задач. Человек бездействует, развития стресс-преодолевающего поведения не происходит.

Выше мы упоминали, что стресс может исходить от разных источников: горе, смерть близкого человека, потеря ценных вещей, трудности, связанные с необходимостью выполнения большого объема работы, и т.д. Эти источники стресса получили название эмоционального стресса. Но как мы указывали выше, есть и другие источники стресса. Классифицировать эти разрозненные стрессовые воздействия можно понятием виды стресса. [4]

Можно выделить:

  • эмоциональный стресс — связан с неразрешимыми для человека ситуациями, вызывающими негативные эмоции (дистресс) и положительно заряженные эмоции, помогающие преодолевать жизненные трудности (эустресс);
  • коммуникативный стресс — связан с личностными особенностями, не позволяющими корректно вести переговоры, отстаивать свои права, интересы, или профессиональная деятельность, подразумевающая административный, директивный характер, где необходимо принуждать людей к выполнению своих обязанностей или ограничивать людей в проявлении своих побуждений. Часто данный стресс испытывают люди, попавшие в регион, где население имеет иной социокультурный уровень, иные особенности и язык;
  • информационный стресс — связан либо с большим объемом поступающей информации при высокой ответственности в деятельности или недостатке времени для принятия обдуманных, согласованных решений. Также недостаток поступающей информации, её противоречивость, фрагментарность могут вызвать информационный стресс при высокой ответственности за принятые решения.

Остановимся теперь на стресс-преодолевающем поведении (копинг-поведении). В зависимости от вида стресса, выраженности мотивации на достижение результата, наличия предыдущего опыта нахождения в аналогичной стрессовой ситуации можно выделить несколько способов поведения:

  • адаптивное поведение, или «активное поведение», — когда ресурсов организма, мотивации, опыта нахождения в аналогичных ситуациях достаточно для преодоления стрессовой ситуации и выработки новых способов её преодоления. Появляется возможность расширить или усилить ресурсы организма, и новый стресс позволяет организму выйти на новый уровень развития. Данные эффекты можно наблюдать при тренировке физических качеств, развитии умственных способностей у ребенка за счет вовлечения его в интеллектуальные или развивающие игры.

Что происходит, если ресурсов в организме недостаточно или уровень мотивации слишком мал для преодоления конкретной стрессовой ситуации. Здесь возможно несколько способов поведения [5]:

  • адаптивно-деформирующий способ, при котором происходит перераспределение сил, времени и внимания человека между различными объектами деятельности. Человек сталкивается с необходимостью выделять больше времени одному объекту внимания за счет сокращения времени на отдых либо перераспределения времени между другими объектами внимания. Часто можно видеть полное вовлечение специалиста в профессиональную деятельность в ущерб другим сферам. Происходит ущемление одной сферы деятельности (например, семейной) за счет другой (профессиональной). Наблюдая за таким специалистом, можно решить, что кроме работы его больше ничего не интересует, кажется, что жизнь как бы протекает мимо него;
  • адаптивно-репродуктивный способ поведения, при котором человек не производит ничего нового для себя, профессии. Он заимствует уже имеющиеся результаты труда (например, копирование научных статей других авторов — плагиат или при разработке новой модели разработчик заимствует технические решения других фирм без существенных доработок), подгоняя их под современные требования. Это называется редукция профессиональных обязанностей, когда делается не то, что необходимо, а то, что проще. Специалист пытается экономить собственные силы за счет упрощения своего труда, часто только изображая бурную деятельность и преданность руководителю. Среди управленческого состава происходит делегирование наиболее сложных и ответственных задач подчиненным. Внедряется правило — «все новое, что будет выноситься на обсуждение, должно пройти через мои руки», а на деле новые идеи присваиваются себе, тяжелая и кропотливая работа выполняется подчиненными;
  • дезадаптивно-деформирующий способ, при котором происходят негативные изменения личности, заключающиеся в её эмоциональном выгорании (истощении). В наибольшей степени это происходит в области деятельности, где происходило травмирующее воздействие. Часто бывает, что эмоциональное выгорание затрагивает и смежные виды деятельности, концентрируя волевые процессы человека в одной деятельности (например, в профессиональной). Чаще дезадаптивно-деформирующее поведение происходит, когда человек либо исчерпал свои ресурсы в противодействии психотравмирующим стрессовым воздействиям, либо был не готов к их влиянию, не имел достаточного опыта или ресурсов, необходимых для преодоления стрессовых воздействий.

ОБУЧЕНИЕ

Ирина Борисовна Терентьева

22–24 августа 2022

Вебинар

ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself

6 800 руб.

УЧАСТВОВАТЬ

Если стрессовое воздействие или их сумма не перестает воздействовать на человека, происходят личностные изменения, развивается эмоциональное выгорание, человек не видит перспектив в данном виде деятельности, жизнь кажется ему однообразной. Часто такие люди занижают себе самооценку, говоря, что «жизнь прошла даром, ничего полезного и ценного я так и не сделал». Человек встает на путь регресса, любое действие в данной области вызывает у него негативные эмоции, человек не видит перспектив в деятельности. Человек знает, как можно сделать данную работу, но не может её выполнить из-за отсутствия эмоциональных и физических сил. Данный процесс может развиваться равномерно за счет постоянного воздействия стрессовых факторов, а специалист не в состоянии найти силы или вовлечь новые ресурсы для преодоления стрессовых воздействий. Но деформирующее поведение может проходить и скачкообразно, когда на фоне постоянного воздействия стрессовых факторов происходят позитивные события или специалист находит ресурсы, помогающие противодействовать негативному влиянию стрессовых факторов. К таким ресурсам могут относиться поощрение в виде размещения на «доске почета», награждение почетным званием, повышение в должности. В социальной сфере — покупка дорогой вещи (квартиры, машины), когда специалист понимает необходимость дальнейшей профессиональной деятельности для возмещения долгов или кредитов. К сожалению, данные позитивные воздействия часто оказываются не слишком длительными, а воздействие уже знакомых стресс-факторов с новой и более разрушительной силой действуют на человека. При этом может наблюдаться конфликтное поведение на работе, в социальной жизни, перепады настроения без видимой причины, уход в болезнь, а иногда начинает развиваться соматическое заболевание, приводящее к инвалидизации человека, а в отдельных случаях доходящее до летального исхода.

Заключение

Профессиональные стрессовые воздействия оказывают на человека как развивающее действие, так могут и разрушать ранее усвоенные способы поведения, приводя к соматическим заболеваниям. Позитивные эмоции, воля человека могут способствовать преодолению стрессовых воздействий, освещая путь к победе над ними. Положительный выход из каждой стрессовой ситуации выводит человека на новый уровень развития, копя в багаже его знаний новый, неповторимый опыт. Но зачастую у человека нет постоянной энергетической подпитки, силы постепенно кончаются. Человек больше не видит необходимости в дальнейшем развитии, и здесь наступает фаза стагнации или даже регрессии в профессиональной, социальной деятельности или иных её видах. Наиболее разрушительное воздействие на человека оказывает ситуация, когда он вынужден продолжать бороться с данными стрессовыми воздействиями, не имея возможности разорвать «порочный круг». Ресурсов уже давно нет, новые изыскать неоткуда, постепенно стресс переходит в соматическое заболевание. Как результат, наступает инвалидизация, вплоть до летального исхода.

Литература

  1. Бек А. Когнитивная терапия депрессий // Консультативная психология и психотерапия. 1996. Том 4. №3.
  2. Касьянов О.Н. Профессиональная подготовка курсантов гражданских морских вузов к деятельности в экстремальных условиях: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В. Новогород: ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», 2017.
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е, М.: МГУ; Академия, 2004.
  4. Пряхина М.В. Влияние внутриорганизационных источников стресса на нервно-психическую адаптацию сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 3 (47). С. 234–238.
  5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. СПб: Питер, 2006. 607 с.
  6. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Источник: Шленков А.В. Теоретические подходы к изучению стрессовых воздействий специалистов опасных профессий // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения: Сборник докладов VI Международной межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 ноября 2021 г. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2022. С. 58–63.

Шленков Алексей Владимирович

профессор, доктор психологических наук. Профессор кафедры общей и прикладной психологии
Санкт-Петербургского военного, ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Санкт-Петербург

-2