Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА
«Кузбассэлектромотор» – грандиозный завод, известный на всю страну и далеко за её пределами. Гигантская промышленная площадка в центре Кемерова, громадные цеха вдоль главных транспортных магистралей – Советского и Кузнецкого проспектов. Симпатичная проходная с яркой алой надписью «Кузбассэлектромотор» на главном фасаде…
Таким он запомнился кемеровчанам. Могучим, красивым, сильным. И даже спустя десятилетия над его облагороженной территорией с современными торговыми и деловыми центрами, гипермаркетами, парковками, уютными зелёными локациями по-прежнему витает дух того самого передового завода. И образ его, словно призрачная дымка, фата-моргана, вновь обретает прежнее место, стоит лишь на мгновение погрузиться в собственные воспоминания.
…И всё-таки КЭМЗ сегодня отнюдь не завод-призрак. Он по-прежнему живет. Шумно в цехах, гремят станки, суетятся рабочие и инженеры, а с конвейеров, как и в былые годы, сходят наши, отечественные электромоторы. В современную эпоху предприятие воспрянуло духом, оставив позади смутные времена. Впрочем, так ему положено исторически. Восставать и вновь обретать былую славу сквозь время и даже пространство.
Итак, представляем в нашем спецпроекте #ИНДУСТреалити историю легендарного Кемеровского электромеханического завода, который в этом году отмечает свое 80-летие.
С балтийскими корнями на бельгийских капиталах
Прародитель нашего КЭМЗа родом из Европы. Это Русско-Балтийский электротехнический завод, который в 1888 году в Риге основал купец второй гильдии Генрих Детман. Предприятие производило электрооборудование для военно-морских судов, динамо-машины для императорского поезда, агрегаты для электрических трамваев, электрические счетчики и прочую электротехническую продукцию.
Спустя годы завод за счет бельгийских капиталов превратился в Русское электрическое общество «Унион». И уже в конце XIX века, к слову, был довольно хорошо известен в России, ибо штаб-квартира предприятия располагалась в Петербурге, а несколько технических бюро были открыты кроме северной столицы в Москве, Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Перми и даже во Владивостоке.
В 1904-м «Унион» стал частью филиала германского концерна AEG, вошел в состав «Всеобщей компании электричества» (ВКЭ) со всеми производственными мощностями, которые находились в Риге. Отсюда чуть более десяти лет спустя завод и отправится в свое первое путешествие.
Первая мировая война. Немецкие войска вот-вот оккупируют Ригу. Здесь в эту эпоху, возможно, могла бы закончиться история завода. Но в 1915-м ВКЭ успешно эвакуируют. Часть производства уезжает в будущую российскую столицу, где превращается в легендарный Московский электрозавод, кстати, действующий и поныне. Оставшиеся мощности отправляются в Харьков, где дают начало знаменитому ХЭМЗу. Надежным взрывобезопасным электрооборудованием он более 20 лет исправно снабжал шахты Донбасса и другие промышленные предприятия, выпускал электрическую пусковую аппаратуру, а затем и электродвигатели для танков.
Начало Великой Отечественной войны стало причиной второго путешествия завода. Цеха в срочном порядке эвакуировали в тыл, в несколько городов на востоке Советского Союза.
История предприятия с европейскими корнями, брата главного электрозавода страны, продолжилась в том числе и в нашем молодом растущем Кемерове. Именно здесь трем эвакуированным цехам ХЭМЗа было суждено превратиться в завод-гигант, который пройдет не менее славный, нежели его предшественники, путь и на десятилетия закрепится в звании одного из флагманов отечественной промышленности.
Но это потом… А пока на дворе осень 1941-го.
Чуть не уехал в Прокопьевск
В октябре 1941-го Народный комиссариат электропромышленности СССР издает приказ № 1 организовать на базе прибывшего оборудования ХЭМЗа завод с самостоятельным уставом и сроком запуска 1 декабря того же года. Вот только не в Кемерове, а в Прокопьевске. Да, был второй город-претендент. Любопытный документ по сей день хранится в кузбасском Госархиве.
Завод в ЦУМе и частных домах
…И всё же судьба распорядилась иначе. Решением Государственного комитета обороны завод эвакуировали в Кемерово. В ноябре 1941-го город встречал эшелоны с оборудованием, производственными запасами и людьми. Вместе с предприятием прибыло несколько сотен работников ХЭМЗа с семьями, а также ученики Харьковского ремесленного училища.
Перед прибывшими специалистами и пополнением из числа кемеровчан стояла нереально сложная задача: в считаные месяцы не только с нуля собрать завод, но и начать выпуск столь необходимой фронту продукции. Так что за работу харьковские инженеры брались чуть ли не сразу, как сходили с поезда.
Разрабатывали будущие заводские цеха, планировали расположение оборудования в тех помещениях, которые предоставил город. А они были отнюдь не производственного назначения. Оба этажа центрального универмага, например, занял изоляционный цех с обмоточными участками и кладовой...
…В деревянном клубе строителей (на месте «Ленты» на пр. Кузнецком) разместили аппаратный цех…
…Ещё ряд цехов оборудовали на территории трамвайного парка (ныне «Народный рынок»), под заводские нужды отводились также городской гараж, пошивочная мастерская, помещения промартели «Память Ленина» и даже частные дома.
Будущие заводчане разгружали эшелоны, на такелажных санях доставляли оборудование к местам сборки и монтировали его сразу же, и тоже сами. Параллельно обучали и готовили кадры для производства. Работа шла и ночью, и днем, сумасшедшими тепами, в сумасшедших условиях. Первая военная зима в Кемерове выдалась по-сибирски морозной. А основной сборочно-монтажный процесс вообще выпал аккурат на самый холодный месяц – январь. И всё-таки… они сдюжили!
В марте 1942-го КЭМЗ начал выпуск нормальных и взрывобезопасных электродвигателей, низковольтной электрической аппаратуры, а также изделий военной техники для нужд фронта, в том числе электромоторов для танков Т-34. Их завод успешно поставлял на протяжении всего военного времени. Тогда же было организовано и производство взрывозащищенных электродвигателей и аппаратов для шахт «в объемах, достаточных для оснащения Кузнецкого угольного бассейна».
…Заводской коллектив кемеровчан по большей части состоял из женщин и старших школьников. Изоляционный цех был почти полностью с женским лицом. 14-16-летние девчонки перенимали навыки опытных обмотчиц-харьковчанок. 15-летние мальчишки трудились токарями, слесарями, слесарями-сборщиками в аппаратном и заготовочном цехах. Многие параллельно оканчивали школы-семилетки, смышленые, бойкие.
– По двенадцать часов в сутки у станка – в ватнике и в шапке. В цехах очень холодно было, – вспоминает одни из тех 15-летних мальчишек-токарей, труженик тыла, ветеран труда Константин Тихонович Култаев. – Питались скудно. Брали с собой бутылочку чая и кусочек хлеба, вот и вся еда наша на 12 трудовых часов.
Подростком испытывал танковые электромоторы для Т-34 на КЭМЗе и наш именитый ныне земляк, труженик тыла, почетный ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Михайлович Терехов. После смены у него хватало сил ещё и учиться на курсах младшего командного состава и курсах трактористов при ОСОАВИАХИМ.
В августе 42-го коллектив новоиспеченного Кемеровского электромеханического завода занял 3-е место в соцсоревновании смежных предприятий танковой промышленности. Это была их первая серьезная победа, этих юных самоотверженных ребят…
КЭМЗ прогрессивный
Все военные лета завод стремительно растет. Начинается освоение той самой легендарной площадки в треугольнике Советского и Кузнецкого проспектов и улицы Карболитовской. Строятся новые здания крепежного, изоляционного, аппаратного и литейного цехов, кузница и лаковарка, своя постоянная котельная, здание центрального распредустройства компрессорной, корпус заготцехов и прочие, прочие, прочие. Производственные корпуса растут буквально на глазах. Только в 1943-м было построено и сдано порядка трех тысяч квадратных метров производственных площадей.
Специалисты завода внедряют более высокие технологии, осваивают новые модели и серии электромоторов, пускателей, контроллеров, расширяют номенклатуру выпускаемой продукции. И всё это плюсом к основному производству.
В 1949 у КЭМЗа появляется собственное конструкторское бюро. А в начале 50-х специалисты начинают выпуск своей родной серии взрывобезопасных электродвигателей типа КО, повышенной надежности и механической прочности. И снова внедряют, модернизируют, строят, а в 60-е впервые оснащают цеха уже импортным оборудованием…
– Я пришел на завод в 1958-м, начинал в литейном цехе № 4, он примерно на месте ТЦ «Облака» располагался. Основные производства тогда вообще были сконцентрированы больше в глубине площадки. Завод рос вдоль Карболитовской, расширялся к Кузнецкому и Советскому проспектам. Обновлялась малая территория КЭМЗа у стадиона «Химик», возводились цеха по четной стороне Советского проспекта. Строительство и развитие предприятия шло планомерно и в 60-е, и в 70-е, и 80-е, самые последние корпуса завода строили в конце 80-х. Какие-то, например, здание ТЦ «Я», так и не достроили в силу грянувших политико-экономических перемен, – вспоминает Анатолий Манжурович Тё, проработавший на КЭМЗе 40 лет, 17 из которых – директором предприятия. – Завод гремел на всю страну! Нам доверяли важные и сложные спецзаказы: двигатели для насосов атомного ледокола «Ленин», двигатели для эскалаторов Дворца съездов в Кремле – они, кстати, по сей день в строю, – и прочее. Оборудование делали для всего Советского Союза.
В строю до сих пор, к слову, и то оборудование, которое завод изготовлял для кузбасских шахт. Об этом с гордостью рассказывают ветераны предприятия. Есть такие, кто после закрытия КЭМЗа успел потрудиться в угольной отрасли и лично проверить работу двигателей, которые когда-то они сами и делали.
А сколько было заказов для заграницы! Нашим двигателям для угольных комбайнов доверяли специалисты Канады и США. Продукция КЭМЗа поставлялась в Англию, Италию, Японию, а всего, по данным за 80-е годы, – в 48 стран мира. Не говоря уже о том, что изделия КЭМЗа ежегодно экспонировались на большой всесоюзной Выставке достижений народного хозяйства – ВДНХ – в Москве, а также на международных выставках в Болгарии, Германии и Канаде.
Между словами «КЭМЗ» и «прогресс» можно было смело ставить знак равенства. И той многотысячной армии его работников завод запомнился именно таким. Постоянно развивающимся, растущим, интересным, нужным и многогранным.
Культура труда и забота о людях
Передовым КЭМЗ был не только в производстве… Вот он на знаменитой фотографии 60-х, с новенькой аккуратной проходной на Кузнецком проспекте и утопающей в зелени оградой.
Сразу за ними большой благоустроенный парк с памятником вождю, аллеями и невероятной красоты фонтаном. А были и другие приятные зеленые локации – с липами, с пышными цветниками пестрых мальв. Похвастать таким роскошным благоустройством, а уж тем более фонтаном на территории в те годы могло далеко не каждое предприятие. А наши заводчане в обеденный перерыв и вечерами спокойно отдыхали в парке под шум бойких струй. Завод-сад – так одно время называли КЭМЗ.
– У завода была замечательная трехэтажная столовая, сегодня это здание «Мегафона», клуб в 70-е располагался в двухэтажном здании напротив Губернского рынка. Здесь проходили все наши мероприятия, конференции, собрания, праздники. Много было разнообразных творческих секций, в их числе наш знаменитый мужской хор, а потом и хор ветеранов. Очень большое внимание уделялось физической культуре заводчан. У нас был прекрасный двухэтажный спорткомплекс на Карболитовской (ныне здание, где размещается «Максимум». – Прим. ред.), играли в волейбол, футбол, баскетбол, теннис. На заводе проводили семейные конкурсы, межцеховые и общезаводские соревнования и многое другое, – рассказывает кэмзовец Владимир Васильевич Гончаров.
Он пришел на завод в 1973-м, начинал токарем-станочником – полуавтоматчиком, а в 1989-м внедрял на заводе современные станки с ЧПУ, обучал работе на новой технике молодежь, создал свою бригаду специалистов-чэпэушников. А параллельно занимался общественной деятельностью. «На заводе были созданы прекрасные условия для работников, человеческие. Здесь жить можно было, развиваться и самореализоваться всесторонне», – утверждает Владимир Васильевич. И едва ли кто-то из бывших заводчан ему возразит.
У КЭМЗа была своя поликлиника, прекрасный пионерлагерь в Журавлях и летние дачи. Ребятишки заводчан ездили отдыхать на Черное море. А сами кэмзовцы укрепляли здоровье в санаториях, профилакториях и Домах отдыха. Не мудрено, что работать сюда кемеровчане буквально рвались.
В 70-е на КЭМЗе появился свой совет ветеранов, который оказывал очень большую поддержку заводчанам, вышедшим на заслуженный отдых, и активно участвовал в жизни предприятия. Силами ветеранов-активистов в 1990 году в одном из новых корпусов был открыт музей истории завода «Кузбассэлектромотор», большой, подробный, с множеством экспонатов, фотоматериалов, тем самым орденом Ленина, которого был удостоен завод за трудовые успехи. После закрытия предприятия часть этого наследия была передана в музей-заповедник «Красная Горка», теперь его специалисты бережно хранят памятные документы.
Ну а в самое лихолетье 90-х с его безденежьем совет инициировал даже специальный магазин при КЭМЗе (не только для стариков, конечно, для всех), где можно было в долг купить продукты и вещи, приобретенные заводом по бартеру…
После…
На пике предприятие оставалось и в перестроечное время, превратившись в 1988-м в Кемеровское научно-производственное объединение «Кузбассэлектромотор» с научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом, а также опытным заводом института и заводом товаров народного потребления. Из последних, к слову, прославились кэмзовские печки – маленькая двухконфорочная «Тайга» и солидная, с четырьмя конфорками и духовым шкафом «Томь». Обе стояли в советские годы чуть ли не в каждой квартире кемеровчан. А у кого-то и по сей день прекрасно работают.
– Модернизация производства продолжалась и в годы перестройки и после. В 89-м году мы имели, например, порядка 14 станков нового поколения с ЧПУ, и оборудование продолжало поступать. Наш инженерный состав, руководство – люди старой закалки, которые выросли на КЭМЗе, впитали его традиции, продолжали ускоренными темпами организовать и производство, и приемлемые условия труда уже в новой политической и экономической обстановке. И в 90-е завод держал равнение на передовую линию, работал, выпускал продукцию, – отмечает Владимир Гончаров.
…Но таковы законы истории и времени, любой эпохе расцвета суждено завершиться. После десяти лет борьбы, многочисленных попыток влиться в современные производственно-экономические процессы КЭМЗ исчерпал свои силы. Потерял большую часть цехов и площадей. В нулевые статные, относительно новые корпуса на Советском проспекте обрели новую жизнь – превратились в торговые центры. А в 2013-м «Кузбассэлектромотор» прекратил своё существование, и, как тогда казалось, прекратил навсегда…
Новая надежда
Она забрезжила три года спустя. Молодые инициативные предприниматели, не без участия и поддержки мощного ветеранского корпуса КЭМЗа, решили возобновить производство на части бывших площадей легендарного завода. Дело «Кузбассэлектромотора» вот уже четыре года продолжает компания «ТоргИнвест». Часть коллектива – те самые бывшие кэмзовцы, опытные специалисты – наставники современной заводской молодежи. В организации работы нового предприятия они сыграли большую роль.Новая надежда
Она забрезжила три года спустя. Молодые инициативные предприниматели, не без участия и поддержки мощного ветеранского корпуса КЭМЗа, решили возобновить производство на части бывших площадей легендарного завода. Дело «Кузбассэлектромотора» вот уже четыре года продолжает компания «ТоргИнвест». Часть коллектива – те самые бывшие кэмзовцы, опытные специалисты – наставники современной заводской молодежи. В организации работы нового предприятия они сыграли большую роль.
Итак, завод возродился! Да, он больше не тот гигант, каким был в годы расцвета. Здесь всё другое: новые технологии, современное оборудование, компактнее цеха, меньше коллектив. Не исключено, что это пока. В прошлом году «ТоргИнвсет» инициировал создание большого промышленного технопарка «КЭМЗ» всё на тех же площадях. Кто знает, он, быть может, ещё и перегонит своего предшественника.
А вот что осталось прежним – продукция. Завод продолжает выпуск качественных отечественных взрывобезопасных электродвигателей для российских угольных, горнорудных и нефтегазовых предприятий. Он по-прежнему нужен городу, региону и своей стране. А ещё здесь, на новом КЭМЗе, пожалуй, как нигде сохраняется преемственность поколений. Очень тесная связь у нынешних заводчан со старшими, теми, кто долгие годы удерживал предприятие на лидерских позициях своим ударным трудом. И заводской ветеранский совет теперь тоже вновь под родным кэмзовским крылом…
Что ж, в добрый путь, друзья! В эпоху нового расцвета.