Любое обучение какому-то навыку происходит всегда по одному и тому же сценарию. Мы его проходили на тренинге тренеров. Забавно то, что люди даже несмотря на то чем они занимаются и чему учатся проходят одинаковые стадии и сопротивления/отговорки тоже одинаковые.
Давайте сегодня поговорим об этих стадиях. Например на примере английского языка.
1. Неосознанная некомпетентность
На этой стадии человек не знает в чем его проблемы, не знает что он не знает и собственно поэтому он и некомпетентен. Человек не знает язык, не осознаёт проблемы того как его сложно учить.
2. Осознанная некомпетентность
Человек начинает разбираться в вопросе, учиться и понимает насколько он некомпетентен и не разбирается в вопросах. Человек начинает учить язык и начинает понимать что он не может читать, не понимает речь на слух и также плохо умеет писать.
3. Осознанная компетентность
На этой стадии человек понимает что он компетентен и знает вопросы в которых не компетентен. Он начинает понимать речь, подтягивать словарь, но до сих пор знает что плохо говорит. Его компетентность растёт.
4. Неосознанная компетентность
На этой стадии человек не думает о том, что знает. Ему не нужно задумываться над тем правильно он что-то делает или нет. Он просто делает. Опытный водитель водит машину не задумываясь в какое зеркало посмотреть и когда переключить передачу - это происходит на автомате, а человек свободно говорит на английском языке не думая какое время нужно использовать. Оно появляется само.
Самое сложное в обучении это пройти первый и второй этап, однако прохождение этих этапов усложняется тем, что человек часто думает что знает больше. Так называемый эффект Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.
Упражнение на день:
Подумать над тем, на каком уровне знаний находятся реально то, что вы хотите изучать и разработать план по улучшению себя.