Автор Евгений Раитин
Все мы подсознательно, в самых глубинах своей сущности, хотим большой судьбы, потому что только это наполняет нашу жизнь подлинным смыслом. Правда, при поднятии этого вопроса в обсуждении с кем-либо, выясняется, что каждый из нас вкладывает в понятие большой судьбы что-то своё. Кому-то может показаться, что чем больше у меня денег, тем больше моя судьба; чем больше обо мне говорят в СМИ, тем больше моя судьба; чем больше у меня людей в подчинении, тем больше моя судьба.
В этой статье я расскажу своё понимание большой судьбы и условия, при которых можно её реализовать. Начну с поиска человеческих чувств, наличие которых означало бы наличие вместе с ними большой судьбы. Уже давно, наверно, в 90-х годах, я случайно увидел по телевизору интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Он врезался мне в память по причине, на первый взгляд, странного, но, если разобраться, очень многозначительного утверждения ветерана. Он сказал, что чувствовал себя по-настоящему счастливым именно во время войны. Вроде бы странно, потому что вокруг гибнут товарищи, ты сам находишься под постоянным риском смерти, полное отсутствие бытовых удобств и комфорта. Но давайте разберёмся, чем занимался этот человек, в чём он участвовал, и тогда не будет никакого парадокса в этом утверждении. Он участвовал в большом деле, ведущем к очень значительным результатам, имеющим мировое, историческое значение. Каждая минута его жизни была наполнена большим смыслом.
Или давайте представим наши чувства в связи с более близким к нам событием. Гагарин, первый полёт человека в космос. Это сделала твоя страна, в жизни которой ты участвуешь, которую ты строишь, которую недавно, всего 16 лет назад, мы все вместе отстояли в Великой войне. Разве последние несколько десятков лет было что-нибудь сравнимое по эволюционной значимости с первым полётом человека в космос?
Эти примеры иллюстрируют факт того, что человек чувствует счастье и возвышенные эмоции как раз в тех случаях, когда он позитивно участвует в серьёзных мировых процессах, ведущих к вдохновляющему образу будущего. Сейчас, конечно, происходят серьёзные мировые процессы, но эти процессы не имеют в виду какой-либо интересный и вдохновляющий образ будущего, кроме победы в конкуренции одного лагеря стран над другим лагерем в рамках одной и той же капиталистической концепции мироустройства. Поэтому едва ли можно назвать какой-то столь же серьёзный, как Великая Отечественная, или выход человека в космос, мировой процесс, в котором рядовой человек чувствует своё участие. При этом он подсознательно хочет в нём участвовать, возможно, не осознавая этого в полной мере. И именно такое участие сделало бы его счастливым.
Интересно, кстати, сравнить понятие «фиктивной цели», введённое психологом Адлером с нашим образом «большой судьбы». По Адлеру, с одной стороны, цели человека являются фиктивными, с другой стороны, они имеют положительный эффект, так как мотивируют человека быть активным. В результате человек как-то живёт, и благодаря фиктивности целей может быть и отчуждён от участия в чём-то реально большом и эволюционном, до конца жизни не осознав этого. В принципе так сейчас человечество и выживает в психологическом смысле, так и проявляет активность – преследует фиктивные цели. Но всё-таки цели бывают и не фиктивные, а настоящие, являющиеся частью тех процессов, которые ведут мир в правильном эволюционном направлении. В их достижении и возможно появление чувства большой судьбы.
Можно ли к ней осознанно прийти? Можно ли с ней случайно встретиться? Мне кажется, эта тема очень интересна для большинства активных людей.
Мир эволюционно куда-то движется в соответствии со своими общественными законами, в своей борьбе противоположностей. Поскольку эта движущаяся система очень велика, то циклы её движения могут иметь большие многолетние периоды движения, не направленные в сторону её эволюционной цели, с временной победой направления, противоположного закономерной эволюции. Например, как сейчас – с конца 1980-х годов и до сегодняшнего дня. В такие периоды людям не только сложнее всего, но и даже невозможно чувствовать себя приобщёнными к великой цели, а значит и чувствовать свою большую судьбу. Но желание остаётся, и вместе с ним неудовлетворённость, часто не распознаваемая на уровне сознания.
На первый взгляд может показаться, что нет критериев определить, в правильном ли направлении сейчас движется мир. Кто-то скажет, что всё очень хорошо, после обрушения главного тоталитарного государства СССР мир теперь строит демократию и идёт к всеобщему изобилию. Другой скажет, что мы деградируем в сторону кризисов и мировых войн, так как это научная закономерность частной собственности на средства производства. На мой взгляд, главным критерием правильности выбранного направления является понимание того, что такое человек, отличающийся от животного, и куда человек должен себя вести в рамках всего человечества. Исходим ли мы из того, что человек – это животное, наделённое разумом (разумное животное), или это нечто другое. Подробнее можно прочитать в моей статье «Человек – это звучит гордо? Почему?»
Так вот, напомню возникшие по поводу «большой судьбы» вопросы: Можно ли к ней осознанно прийти? Можно ли с ней случайно встретиться?
Действительно, есть именно два этих варианта. Для того, чтобы осознанно прийти, нужно осознанно создавать элементы трансформации общества или его управляющие структуры. Например, В. И. Ленин создал первое в мире социалистическое государство, благодаря чему Россия до сих пор препятствует окончательному регрессу человечества. И сделал он это не «с размаху», а идя долгим путём, создав 55 томов актуальнейших и по сей день трудов. Советские инженеры и военные создали гарантию ответного ядерного удара, благодаря которому мир может сохраниться в текущем 30-летнем регрессе.
Но это о крупных людях, участвующих как решающие субъекты в крупных делах. А что может сделать «маленький человек»? Он может случайно встретиться с большой судьбой? Да, может. Правда, тут тоже можно говорить только об условной случайности. Ведь от его характеристик зависит, случится ли эта случайность. Хорошо это понять можно на примерах «от противного» - по аналогии со знакомым всем со школы «доказательством от противного». Мы знаем много ещё старых, советских примеров эмиграции на Запад. Эта грусть оторванности от своей Родины, переход человека в разряд обыкновенного потребителя, не участвующего в делах человечества ни от чьего имени, ни от имени своей бывшей Родины, ни от имени новой страны, в которую он переехал. Хлеб насущный есть – но что-то не то с жизнью и счастьем.
Вот и сейчас уже появились очень яркие интересные примеры таких эмиграций в контексте, например, протестов 2020-го года в Беларуси. Протестующие хотели что-то построить из своей страны, потом эмигрировали, можно даже сказать, что их реальность вытолкнула, а там теперь бедствуют и находятся в тупике. Понятно, что они на что-то рассчитывали, имели своё видение присоединения к правильным процессам, но вместо этого оказались на обочине. И едва ли они теперь воспринимают свою судьбу как долгосрочную борьбу за будущее человечества – в этом случае было бы как-то отраднее испытывать нужду и преодолевать опасности. Но дело в том, что их понятие человека – это «разумное животное», которому требуется удовлетворение потребностей и комфорт – на мой взгляд оказалось неверным, и у них не вышло случайной встречи с «большой судьбой», а значит и отрады никакой нет.
Так вот, на фоне этих примеров «от противного» что становится понятным? Становится понятным, что если ты понимаешь куда именно идёт мир, в каком именно направлении находится прогресс, то ты автоматически не можешь попасть в деструктивные, разрушительные структуры, а значит и у тебя есть шанс попасть в противоположные структуры, которые со временем начнут что-то решать, и ты «случайно» встретишься со своей большой судьбой.
К завершению хочу привести слова политолога, мыслителя, лидера движения «Суть времени» Сергея Кургиняна, которые он сказал на российском телевидении ещё в 2017-м году: «Людям надоело уже за эти 20 лет работать кое-как, они хотят риска и напряжения как условия восхождения в этой жизни. Не прозябания, не съедания определенного количества гамбургеров до своей смерти и воспроизводства потомства. А какого-то большого, великого дела, в котором ты участвуешь».
Когда я планировал написать эту статью, мне казалось, что в её рамках смогу раскрыть эту тему. Но в процессе написания понял, что почти каждый абзац требует более подробного раскрытия. И в будущих статьях я это сделаю. Как представляли себе прогресс фашисты, и могли ли они, в случае победы, иметь большую судьбу? Имел ли большую судьбу Черчилль, имеет ли её Илон Маск? Являются ли элементом прогрессивной трансформации криптовалюты? Правильным ли путём идёт Беларусь и есть ли у неё роль в мировой трансформации? Стоит ли переезжать из одной страны в другую в поисках большой судьбы? Всё это я рассмотрю в следующих статьях.
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY