Проект этого канала готовили свыше 10 лет. На само строительство ушли годы. В работах участвовали 10 тысяч специалистов со всего СССР. Неудивительно, что объект сразу назвали «великой стройкой коммунизма». Интересно другое. По одной из версий, решение отдать Крым Украинской ССР связывают именно с Северо-Крымским каналом. Что же он из себя представляет и почему мог стать причиной пересмотра границ союзных республик?
Материал создан при поддержке 76m2
Зачем понадобился Северо-Крымский канал
О строительстве канала задумывались еще в XIX веке, поскольку дефицит пресной воды в Крыму — давняя проблема. Засуха 1833 года подтолкнула к решению протянуть воду из Днепра в Крым. Правда, идею отклонили из-за дороговизны.
Но проблема осталась. Более того, ситуацию усугубила война. К отсутствию воды добавились огромные демографические потери и разрушенная инфраструктура. По некоторым оценкам, Крым лишился половины жилого фонда. Засуха и голод 1946-1947 гг. привели к еще большему ухудшению. Регион начали восстанавливать. Вернулись и к идее Северо-Крымского канала.
Замысел был просто грандиозный. Кроме основного участка (свыше 402 км) и многочисленных ответвлений, построили водохранилища, ГЭС, а также множество насосных станций и оросительных систем.
Еще несколько фактов о канале
Каховское водохранилище (в нижнем течении Днепра) ввели в эксплуатацию в 1956 году. Строить канал начали в 1961 г. Работали поэтапно. Участок до Красноперекопска завершили в 1963-м. В 1965-м воду дотянули до Джанкоя, а в 1971-м — до Керченского полуострова.
Строители столкнулись со сложностями. Со времен войны осталось множество боеприпасов: только за 1 год извлекли 5 тыс. снарядов. Взрывы портили строительные машины. Кроме того, бетонирование русла отложили, из-за чего в 1960-х 40% пущенной воды уходило в землю. Позже между сезонами канал осушали и бетонировали русло. Зимой применяли противоморозную добавку.
Строительство соединительных участков, дополнительных ответвлений, насосных станций и оросительных систем продолжалось вплоть до 1997 года после прокладки основной магистрали. Также в 1990-м ввели в эксплуатацию Межгорное водохранилище. Всё это вошло во вторую, третью и четвертую очереди. От 5-й и 6-й очередей строительства отказались из-за недостатка денежных средств.
Почему Хрущев мог отдать Крым из-за канала
Северо-Крымский канал, ставший спасением для Крыма и Херсона, получился самым длинным из подобных сооружений в Европе. И неслучайно его строительство может быть связано с передачей Крыма Украинской ССР. Особенно если учесть официальную формулировку.
Взгляните вот на это:
Тут явно подчеркиваются тесные связи. Говорится об экономике и хозяйстве, но ничего определенного при этом выявить нельзя. Можно только предположить, что большая стройка сыграла важную роль в решении. Вероятно, прежде чем начинать такое дело, соответствующие территории захотели сосредоточить в одних руках, тем более что постановление о строительстве канала Сталин подписал осенью 1950 года, то есть задолго до передачи Крыма (1954 г.). Как вам такая версия? Кажется правдоподобной?
#строительство #вода #стройка #история #экономика #промышленность