Найти тему
Хихидна

Поздняк метаться

Коллаж автора
Коллаж автора

Переехав в Москву, я не стала переводиться, как того хотели мои родители, а поступила заново, теперь на вечернее отделение экономического факультета МГУ.

Учиться было легко, с цифрами я ладила гораздо лучше, чем с латинским и старославянским. Параллельно работала, благо, с дочкой помогала Колина бабушка, забирала Яну из садика и сидела с ней, пока мы не вернемся – я с учёбы, Коля – со второй работы.

Тем не менее, занятия я всё равно пропускала довольно часто. И если с базовыми предметами - историей России, политологией и философией - справлялась легко, то пропуски лекций по математике могли аукнуться в дальнейшем.

Математики у нас было много, аж до четвертого курса – и теория вероятности, и моделирование, и линейная алгебра, и математическая логика, и еще много чего. На первом курсе у нас были две дисциплины – дискретная математика и математический анализ, и если первую я не пропускала совсем, то вторую позволяла себе прогуливать.

Но я была хитрая. Первый месяц ходила на занятия стабильно, садилась на первую парту и задавала много вопросов, по теме и нет, т.е. создавала имидж «умной и вдумчивой студентки». Потом уже бывала через пень-колоду, но задача была выполнена - репутация создана.

Преподавал математический анализ весьма суровый дяденька Александр Анатольевич, кстати, в этом году он отметил юбилей - 60 лет преподавательской деятельности (это так, к слову). У нас с ним сложились странные отношения, основанные на изрядной доле ехидства или, вернее, хихидства.

- Что такое прямая? – спрашивала я, наивно хлопая глазками, - Что такое точка?

Вопрос совершенно не касался математического анализа, но я умудрялась влезть в смежные дисциплины.

- Вы не понимаете таких элементарных вещей? – сердился Александр Анатольевич, - Точка это… Точка!

- Не понимаю, - покаянно вздыхала я, - Объясните пожалуйста.

- Точка, это минимальный симплекс, - сурово смотрел на меня препод, - Что такое симплекс Вы тоже не знаете?

- Знаю, - я опускала глаза и смиренно говорила, - Но всё-таки, что такое точка?

Мы проходили производные, лимиты, интегралы, ряды, но нет-нет, да возвращались к вопросу о точке и прямой. Зачем я его изводила, сама не знаю:

- Почему прямая пересекает плоскость только в одной точке? – вопрошала я, - Тогда появляется вопрос, что есть плоскость?

- Вы, Наталья Игнатьевна (преподаватель обращался к нам исключительно по имени-отчеству), лучше задачи решайте, а то не успеете сдать, единицу схлопочете, - ехидно отвечал Александр Анатольевич, - На домашних контрольных далеко не уедете.

Он был прав, подозревая, что эти контрольные я делала не сама. Тут надо сказать «спасибо» Коле, он, к тому времени уже закончивший университет, помогал, объяснял и частенько делал за меня многие расчеты.

Приближалась сессия, первым же зачётом стоял математический анализ. Декабрь я почти не ходила в университет, сначала Яна заболела, потом утренник, да и на работе завал, как никак конец года. Поэтому, когда кинулась наверстывать упущенное, оказалось, что пропустила много и въехать самой очень сложно. Ладно, думаю, понадеюсь на «авось», в смысле, что повезет и задачи мне попадутся из ранее пройденного материала. Но вот к теории подготовиться стоит, решила я, и отправилась в читальный зал нашей факультетской библиотеки. Прихожу – народу море, сразу понятно, сессия началась. Отстояла огромную очередь.

- Что вы хотите? – спросила уставшая библиотекарь.

- Мне бы «Математический анализ»…

- Автор?

- Ильин и Садовничий (мы учились именно по этому учебнику плюс задачник Демидовича).

- Ильин и Садовничий весь на руках. Есть Ильин и Позняк, будете брать?

- Позняк? – я задумалась.

Эдуард Генрихович Позняк преподавал в МГУ, но на другом факультете, к тому моменту, когда я училась, он года два как умер. Но я что-то о нем слышала, и именно от Александра Анатольевича. Еще бы вспомнить, что именно, то ли он рекомендовал этот учебник, то ли, наоборот, ругал.

- Ну что, будете брать? – библиотекарь сердилась, - Люди ждут.

- Давайте! – махнула рукой.

И вдруг из-за спины слышу знакомый голос:

- Нет, не сто́ит, - поворачиваюсь, так и есть, Александр Анатольевич!

- Не надо, - помотала головой и отошла в сторону.

- Ну что Наталья Игнатьевна, - ехидно посмотрел на меня преподаватель, - Зачет завтра, никакой Позняк не поможет. Так что, простите за каламбур, но как говорят наши студенты, поздняк метаться.

Пока лихорадочно думала, где мне взять нужный учебник, Александр Анатольевич сказал:

- Зачетка с собой? Давайте. Это всего лишь зачет, а вот летом будет экзамен, там спрошу по полной, поблажек уже не будет, - и глядя в моё изумленное лицо (он никогда не ставил зачеты просто так!), пояснил, - Третий месяц думаю, что же такое точка. «Объект, не имеющий частей» – какое-то слишком абстрактное определение для такой точной науки как математика… И да, постарайтесь все же читать учебник Ильина, Садовничего и Сендова, тем более один из авторов наш ректор.

Оказывается, иногда хихидство действительно помогает😊