В июне в один день я совершил две поездки на разных поездах – один поезд Федеральной пассажирской компании, другой поезд – ДОСС РЖД. Это вышло случайно, но я не упустил возможность сравнить, какой перевозчик лучше работает. И вот, что вышло.
Федеральная пассажирская компания – обслуживает абсолютное большинство поездов дальнего следования в России. Фактически, это монополист. Серые вагоны с надписью РЖД – это вагоны Федеральной пассажирской компании.
ФПК – не очень эффективна и поэтому в РЖД решили обслуживать скоростные поезда своими силами. Из-за этого перевозчиком «Сапсанов» и части «Ласточек» стала Дирекция по организации скоростного сообщения (ДОСС) РЖД. Сложный туристический проект – «Рускеальский экспресс» и все, что с ним связано, в РЖД тоже решили обслуживать самостоятельно. Поэтому вагоны в поезде дальнего следования Москва – Рускеала отошли к ним.
В тот день – а это было 22 июня – я ехал сперва на поезде №79/80 Калининград – Петербург (ФПК) из Новосокольников до Петербурга, а затем – уже 23 июня – на поезде №159/160 (ДОСС РЖД) из Петербурга до горного парка Рускеала. Вагоны оказались идентичными.
1. Общий вид вагона
Вагоны Федеральной пассажирской компании снаружи имеют стандартный серо-красный окрас с красными буквами РЖД как на фото выше. Вагоны «Рускеальского экспресса» окрашены в специальную темно-синюю ливрею и выглядят гораздо более стильно.
1:0 в пользу РЖД
2. Чистота купе
И в одном, и в другом случае я сел в поезд после других пассажиров. В обоих поездах белье после предыдущих пассажиров было убрано, однако в ФПК в купе было грязно, на полке – жирные пятна, крошки, постельное белье проводник принес только после отправления поезда со станции. Чистой салфетки на столе не было.
В вагоне РЖД чистое белье уже ожидало на полке, на столе была расстелена чистая салфетка, матрасы тоже были застелены.
2:0 в пользу РЖД
3. Чай
Чай можно было купить и в одном, и в другом поезде. Однако в вагоне РЖД не работал пурифайер, воду нужно было наливать в купе проводника из специального чайника, либо в соседнем вагоне. У ФПК все было исправно.
2:1 в пользу РЖД
4. К чаю
В поезде ФПК у проводника можно было купить что-то к чаю. Выбор, правда, был скудным, а в нагрузку к шоколадке давали батончик мюсли. Тем не менее, выбор был.
В вагоне ДОСС РЖД не продавалось вообще ничего. За едой можно было сходить в вагон ресторан, но по ночам он закрыт. При этом поезд проходит Петербург именно ночью.
Так что ФПК сравнивает счет: 2:2
5. Туалеты
В поезде ФПК проводники и начальники поезда играли в игру «отметь уборку в специальной таблице» – как в «Макдональдсе». Типа проводник каждый час убирает, а начальник поезда каждый час ставит подпись. В действительно туалеты были грязные, а гигиенический душ заменен обычной душевой лейкой, из которой подтекало.
У РЖД никакой контрольной таблицы с временем уборок не было, но в туалете было чище, чем в вагоне ФПК.
3:2 в пользу РЖД
6. Мусор
А вот мусор лучше выбирали в поезде ФПК. И хоть я у них не фотографировал мусорный контейнер, но такого, как в рускеальских вагонах там не было.
Ничья – 3:3
7. Климат
В вагонах ФПК был неисправен кондиционер. Из-за этого приходилось открывать окна, но температура в вагоне не опускалась ниже +29 градусов.
В вагоне ДОСС РЖД все работало исправно и даже во время длительной двухчасовой стоянки в Рускеале, и во время движения под паровозом в вагоне можно было комфортно находиться. Это обеспечивают специальные генераторы, которыми оборудованы вагоны.
Другое дело, что когда вагоны идут за паровозом, то в воздух засасывается такое количество вредных веществ, что датчик качества воздуха сходит с ума.
Тем не менее, под паровозом ехать всего час, и вообще все затевается ради него, так что 4:3 в пользу РЖД.
8. Общее впечатление от обслуживания
В поезде ФПК вагон обслуживал один проводник, который постоянно отсутствовал. Приходилось ходить в соседние вагоны.
Вагоны «Рускеальского экспресса» обслуживали два проводника. Они всегда были на месте, следили за чистотой, отвечали на вопросы и т.д.
5:3 в пользу РЖД.
Победа за РЖД.
Если честно, думал, что счет будет более разгромным для ФПК. Но сломанный пурифайер в вагоне «Рускеальского экспресса» и неубранный мусор подвели.
Правда, нужно учитывать, что «Рускеальский экспресс» – флагманский проект РЖД, и отношение к нему соответствующее. Но как же хочется, чтобы и ФПК к любому своему поезду относились бы как к флагманскому.