С психологической стороны нет разделения на плохих и хороших, но есть травмированные и не травмированные (проработанные). Все рождаются светлыми, чистыми и прекрасными. Но с течением времени мы понимаем, что ребёнок из семьи где папа и мама воруют, грабят и их жизнь полна опасностей, а значит ребёнок будет видеть модель семьи, где так жить - это норма. Где обманывать и наживаться на чужом- это нормально и соответственно его качества и характер будет складываться и формироваться именно на лжи, обмане, подлости и готовности убегать от проблем, перекладывая их на плечи других, менее ушлых «друзей».
Если взять ребёнка из такой аддиктивной семьи и обычной среднестатистической, где прививаются хоть какие-то нормы поведения и объясняются простые истины о том, что плохо, а что хорошо, следуют принципам: «не навреди», «будь честным»- мы поймём, что из них вырастут два полярных человека. И почти врождённое, впитанное с молоком матери гипертрофированное качество как готовность к побегу и опасности, постоянное ожидание быть обманутым вырабатывает гораздо большую потребность в том, чтобы вовремя услышать своё тело, которое сигнализирует о тревоге, предупреждает о только грозящей опасности. У таких условно «плохишей» интуиция и эмоциональный интеллект гораздо более развиты чем у человека из обычной семьи.
От того и условно «хорошие» люди чаще попадают в жизненные перипетии, потому как их организм привык доверять себе и окружающим. Ему нет необходимости быть все время на готове, чтобы успеть спрятаться, защитить себя. Он более расслаблен, меньше обращает внимание на реакции людей, полагаясь на привычный образ жизни и опору в виде доверия, которую ему обеспечили его родители.
У условно «плохого» человека жизнь - бесконечный адреналин, где один день праздник, а другой день, его может и не быть… Он не доверяет ни папе с мамой, ни «друзьям», никому. Его основные жизненные обстоятельства заключаются в инстинктах, которые у него развиты, как у семейства кошачьих. Он может за час до опасности избежать ее, буквально учуяв беду в воздухе, задолго до ее наступления.
Если посмотреть с философской точки зрения на «плохого» и «хорошего» можно сказать, что качества, умения и навыки «плохого» гораздо лучше развиты, часто они имеют острый ум. Как индивид в целом для самого себя он представляет более ценный экземпляр, потому как имеет повышенную чувствительность к различным ситуациям, может быстрее и качественнее управлять собственным телом, его мозг и тело практически всегда работают в тандеме, он предугадывает ответ противника, видит цель далеко лучше, умеет предвидеть весь цикл развития проблемы с ее конечным результатом и умело уйти от неё. Чего чаще не скажешь про «хорошего», который не всегда слышит себя и своё тело, привык полагаться на авось и собственные привычки и установки, не так ловок и от этого попадает в жизненные ловушки охотнее и быстрее, не имея за плечами такого спортивного жизненного багажа в виде своего опыта и переданного ему прошлым поколением.
Парадокс, но такие вот психологически травмированные «плохие» люди способны легче пережить травмы, эмоционально легче справиться, лучше и проще адаптироваться к новым сложным обстоятельствам, более стойки к различным стрессовым ситуациям, менее подвержены влиянию из вне, а также к болезням психосоматической направленности.
Так что же получается, что «плохие» лучше «хороших»?
Вернёмся к началу, где я говорила о том, что нет разделения на хороших и плохих. Есть качества и способности, умения и навыки, которые приобретаются сначала внутри семьи, в которой живет ребёнок, а затем в социуме, накапливаясь и наслаиваясь они и составляют большую часть личности. А вот какие были привиты качества и умения, это уже зависит от среды, родителей и общества, в котором ребёнку пришлось выживать, жить и развиваться. Если ему пришлось выживать, то и навыки будут такими, как : выжить любой ценой, перешагнуть и идти дальше, не жалеть о содеянном и не испытывать чувств сострадания, бей или беги, или я или никто… Конечно все приобретённые качества такими людьми нацелены на критические моменты и все тело настроено заранее на выживание, на преобладание движений, а не на рассуждения. Тогда как у «хороших» в стрессовых ситуациях чаще преобладает шок, замирание тела, бездействие, долгие обдумывания и «мысленная жвачка».
Каким быть условно «хорошим» или «плохим» - выбор всегда за нами. И как бы сложно нам не было, мы вырастаем и можем пробовать меняться внутренне.
«Нельзя предотвратить жизненные невзгоды, но можно контролировать собственное отношение к ним, а это и означает – стать автором сюжета собственной жизни….» Атул Гаванде
#психология #осознанность #стресс #зависимость #семья #воспитание #родители #дети #изменитьсебя #саморазвитие