2 августа вновь собрался Совет по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга, имеющий неформальной название «Совет неравнодушных». На заседании под руководством главы города Алексея Орлова обсудили ребрендинг знаменитого Шигирского Идола и создание новой концепции его продвижения – вместе с именем столицы Урала.
Совет начался с сенсационной идеи переименования Шигирского Идола, хранящейся в Екатеринбурге самой древней в мире деревянной антропоморфной скульптуры (возраст – 12 тысяч лет). Во вступительном слове заместитель главы города Сергей Плахотин, сообщил, что предлагается заменить название «Шигирский Идол» на «Шигир из Екатеринбурга».
«У слова «идол» своеобразный флер, оно может раскалывать общество», – отметил Сергей Плахотин и подчеркнул, что стоит задача продвигать екатеринбургский артефакт как
сравнимые по возрасту достояния мировой культуры – пирамиду Хеопса и Стоунхендж. Замена слова «идол» на название города приведет к тому, что имя Екатеринбурга будет звучать везде и всегда, когда речь идет об истории древнего мира.
Медиаменеджер Евгений Потапов в докладе рассказал, что в феврале был создан неформальный комитет по использованию образа Шигира, и уже появилась первая концепция работы.
Спикер рассказал, что вселенную Шигира следует раскладывать на множество производных.
Shigir Science – продолжение изучения главного артефакта и других объектов. Shigir.Museum – создание обособленного музейного комплекса, в котором будут не единичные экспонаты, а целый парк. Направление Shigir.Art сформирует вокруг комплекса артефактов новую творческую реальность. Направление Shigir.World – продвижение Шигира по миру. Shigir.Kids – детский сегмент с тематическими книгами, играми и квестами.
«Массив научных текстов о Шигире должен превратиться в науч-поп, доступный для совершенно разных слоев населения, переведенный на максимальное количество языков мира», – говорит Евгений Потапов.
Также создан проект «Shigir Ekb 300 – Мировая достопримечательность». К юбилею города предлагается нарастить базу текстов о Шигире, запустить сайт, увеличить число горожан, посетивших экспозицию с артефактами. Спикер отметил, что многие жители до сих пор не информированы о Шигире.
«Хорошо, если к юбилею города 300 тысяч людей сходят в музей и посмотрят», – предложил Евгений Потапов.
Докладчик сообщил, что идет юридическая работа по выработке концепции использования образа Шигира любыми желающими – в коммерческих и некоммерческих проектах. Также предложено выводить образ Шигира на улицы города, что будет сравнимо с использованием логотипа ЕКАТ-ЕРИН-БУРГ. Для примера Евгений Потапов показал слайды с веселым Шигиром на информационном щите стройплощадки.
Общественник Дмитрий Москвин отметил, что в контексте продвижения Шигира Екатеринбург должен укрепить статус столицы Урала, обращаясь не только к истории нескольких столетий освоения этих мест русской цивилизацией, но и вскрывая более глубокие пласты. Спикер подчеркнул, что на Урале масса древних артефактов, археологических памятников, не только связанных с Шигиром.
Знания об истории Урала до колонизации важно систематизировать и формировать понятный образ его древних жителей, усиливая эту работу с помощью различных произведений искусства.
«Миф – это новый минерал Уральских гор. Мы его еще толком не нашли и не открыли, но над этим надо работать, – заявил спикер. – За этим серьезные экономические возможности. Надо искать разные инструменты – гранты, крупные федеральные программы, входить в российскую и международную повестки. Это имеет отношение не к одной скульптуре, а к колоссальному набору объектов».
Медиаменеджер Вадим Дынин покритиковал доклады за английский язык: «Мы на ближайшие пять лет отрезаны от Европы. Зачем латиница? Концепт правильный, идея правильная, мы можем привлечь массу людей, внутренний туризм – сильный фактор. Но давайте переведем все в русский язык, поработаем в России для россиян».
Депутат гордумы Константин Киселев отметил, что немногие туристы едут куда-то смотреть один небольшой артефакт. Поэтому важно включать Шигир в общий исторический контекст.
Член совета считает, что понятие «Шигирский Идол» устоялось и вряд ли может вызвать массу возражений с теологической точки зрения, ему не очень нравится «Шигир из Екатеринбурга», а больше по душе имя вроде «Тобольского мыслителя» (антропоморфная скульптура из Костаная). «Можно подумать, к чему прицепить «Шигирский». «Добряк», например», – развил мысль Константин Киселев.
Также депутат заявил, что его не привлекает советское название «Краеведческий музей», лучше сделать «Музей истории Урала».
Главный научный сотрудник Отдела древней истории народов Урала Светлана Панина ответила, что музей с идолом и так называется «Музей истории и археологии Урала». Также она обратила внимание на некорректность использования в продвижении артефакта термина 50-х годов «Шигирская культура». И еще, по ее мнению, могут возникнуть проблемы с тем, что есть татарское слово «шигир». Правда, позже участники совета выяснили, что с татарского слово переводится благозвучно – как «поэзия», что даже хорошо.
Сергей Плахотин, комментируя выступление Константина Киселева, пояснил, что логика использования бренда «Шигир из Екатеринбурга» не в том, чтобы заманивать туристов одной скульптурой, а в позиционировании историко-культурного бренда с именем столицы Урала, в продвижении Екатеринбурга.
«В исторической перспективе, по моему мнению, Шигир надо связывать именно с Екатеринбургом, чтобы город «звучал». Поэтому «Мыслитель», «Воин» – это все куда-то вниз. Нам важно продвижение именно слова Екатеринбург в мире», – подчеркнул Сергей Плахотин.
«Внутренний туризм – хорошо, но надо развивать и международный туризм, – заявил депутат гордумы Александр Колесников. – Уже прозвучало название пирамиды Хеопса. Но ведь она не первая, первая – Пирамида Джосера. А почему говорят про Хеопса? Потому что она раскручена! Чтобы нам правильно двигаться, надо идти параллельными путями. Наука отдельно, а раскрутка должна быть как у Аркаима. Чего только там ни придумали, такую эзотерику! В итоге, хоть Аркаим и не высоко научный объект, он раскручен. Шигир – малая часть, к этому надо присоединять другие объекты. И надо думать, как на этом заработать».
«Мы обсуждаем вопросы продвижения Екатеринбурга в мире. Понятно, что все касающееся коллекции еще надо изучать, – подвел итоги беседы глава города Алексей Орлов. – Появляются новые технологии, только в 2014 году был определен точный возраст. Артефакт, который у нас хранится, говорит о том, что цивилизация возникла не только на Востоке, но и у нас на Урале люди жили вполне осмысленно, передвигаясь не на четырех конечностях, и что-то умели делать руками. Это наследие поможет нам позиционировать Екатеринбург в мировом пространстве. Прозвучало много точек зрения, разных. Этим нужно заниматься. В дискуссиях рождаются правильные идеи».
Автор: Илья Рощин