Найти в Дзене
Александр Дугин (отец Дарьи)

Очень серьезный вопрос: “этнофилетизм”. Русскую Церковь сегодня обвиняют именно в этом.

Но стоит чуть-чуть разобраться в этом вопросе, и все начинает выглядеть совсем не так просто. На Поместном Константинопольском соборе в 1872 году по решению Фанарского Патриарха Анфима VI было принято решение о признание “этнофилетизма” ересью. Дословно, этнофилетизм означает “любовь к своему народу”, “патриотизм”. В то время Османская Империя распадалась, но религиозная система Фанара и сам Вселенский патриарх полностью зависели от Порты. Православные народы (болгары, сербы и те же греки) боролись за независимость и, иногда, отчаявшись получить от Фанара поддержку, — как болгары, — провозглашали автокефалию. Вот тут-то на них и воздвигли анафему. Это было политически и исторически обусловленным решением, принятым на Поместном соборе и имеющим весьма ограниченное значение. Никто серьезного внимания этому не придал, понимая, что во многом на Патриарха давили турецкие власти, а также греки — сами изрядные этнофилетисты — не хотели терять контроля над своей паствой в масштабе Османской державы. Объявлять патриотизм “ересью”, противопоставляя ее Вселенскому измерению Церкви, совершено бессмысленно и несерьезно. Ведь это привело бы к отрицанию какой бы то ни было автокефалии. Кроме того, в отличие от католиков мнение Вселенского патриарха и поместного собора, им созванного, не является непререкаемой догмой. В каком-то смысле его стоит учесть, но как своего рода теологумен, частное - пусть и авторитетное — богословское мнение. Но с тех пор обращение к “ереси этнофилетизма” возникает всякий раз, когда надо осудить то или иное консервативное патриотическое течение в Православии. Обычно к этому, оппонируя консерваторам, прибегают либералы и космополиты, агенты влияния секуляризма и модернизма, под видом “вселенскости” старающиеся оправдать различные компромиссы и нововведения в самой Церкви. Одним словом, это просто часть либеральной стратегии по разрушению Цекрви, фэйк ньюс. А звучит громко - “ересь”, “Вселенский патриарх”, “Собор”, “отрицание вселенскости” и т.д. Новоначальных может смутить. Но стоит обратиться к истории и к азам богословия, все тут же меняется. Церковь вполне может быть одновременно и Русской, и Вселенской, если русской она является в духовном открытом смысле. Русское, впрочем, и есть Вселенское. Конечно, нельзя сводить Церковь до одного народа. Да, нельзя — но только если этот народ не является последним защитником истинной Веры во Вселенском масштабе и не открыт всему миру и всему человечеству, как Ковчег спасения. А это сегодня именно наш случай. Таким образом: смело перешагиваем через упреки в “этнофилетизме”, надолго не останавливаясь. Русская Церковь имеет вселенскую миссию. И сегодня именно эта миссия исполняется на наших западных рубежах.